Сегодня АСЕАН выступает в роли одного из системообразующих элементов формирующейся архитектуры безопасности и сотрудничества в АТР. Растущий торгово-экономический и финансово-инвестиционный потенциал АСЕАН, способствовавший ее трансформации в действенное региональное объединение, усиливает внимание ряда стран, в т.ч. государств СНГ к углублению взаимодействия со странами региона.
I. АСЕАН является крупнейшей экономикой в Азии (совокупный ВВП в 2017 г. составил 2,8 трлн. долл., годовой рост - 4,7%), 4-м по величине экспортирующим регионом (7% мирового экспорта), одним из самых быстрорастущих глобальных центров потребительского спроса (5% мирового импорта).
В АСЕАН проживает более 630 млн. чел. (8,8% всего мирового населения). Из них ислам проповедуют - 42% (240 млн. чел.), буддизм - 18%, христианство - 17%, др. религии - 23%. В 200 городах Ассоциации проживает 47% населения (293,8 млн. чел.), на которые приходиться 73% ВВП региона.
Общая площадь организации составляет 4,5 млн. км² (3% от общей площади суши), где обитают 20% всех существующих разновидностей растительного и животного мира (более 500 видов животных, 200 тыс. растений, 7 тыс. рыб). Индонезия, Таиланд, Вьетнам и Филиппины входят в десятку крупнейших стран мирового рыбного хозяйства.
При этом, регион обладает крупными запасами природных ресурсов: 81% мирового производства натурального каучука, олова - 62%, медной руды - 60%, кокосового масла - 53%, пальмового масла - 38%, хромового запаса - 12%, а также значительные запасы нефти и природного газа.
Основной юридической базой взаимоотношений стран «десятки» служат три соглашения: 1)Декларация о создании организации (Бангкокская декларация, 1967 г.); 2) Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор, 1976 г.); 3) Устав АСЕАН (вступил в силу 2008 г.).
Постоянный секретариат АСЕАН во главе с Генеральным секретарем расположен в г.Джакарта. Смена председательства сообщества происходит ежегодно, председательствующей страной в 2018 г. выступает Сингапур. Срок полномочий Генсека составляет пять лет без права на переизбрание.
На должность Генерального секретаря АСЕАН в 2018-2022 гг. вступил заместитель министра иностранных дел и торговли Брунея - Лим Джок Хой.
Посредством реформирования налоговой политики, облегчения процесса учреждения бизнеса, содействия развитию инновационной экономики, формирования надежной рабочей силы и создания высокого качества жизни, большая часть АСЕАН завоевала звание государств с самыми благоприятными условиями для жизни и ведения бизнеса в Азии.
Страны Ассоциации ежегодно занимают ключевые позиции по индексу регулированию бизнеса Всемирного Банка и Международной финансовой корпорации. В частности:
- Сингапур возглавляет рейтинг по таким индикаторам, как «международная торговля», «быстрое разрешение коммерческих споров», «прозрачность политики правительства», «эффективность рынка товаров», «упрощенность таможенных структур», «качество авиатранспорта» и др. По совокупному индексу «легкость ведения бизнеса» (2-место) уступает только лидирующей Новой Зеландии. В государстве регистрация бизнеса оформляется всего за 2,5 дня без единых затрат на регистрацию и минимальный уставной капитал;
- Малайзия занимает лидирующую позицию по коэффициенту «легкость получения кредита», а также входит в мировой топ-10 по индексам «организация международной торговли», «защита интересов инвесторов». Главными конкурентными преимуществами страны являются низкий уровень инфляции (1,7% в год), высокий инновационный потенциал (2-е место в регионе после Сингапура);
- в глобальном рейтинге Бруней также входит в группу конкурентоспособных экономик мира. Его позиция в рейтинге поддерживается высоким качеством институциональной среды, благоприятной макроэкономической обстановкой (профицит госбюджета - 26,4% ВВП, госдолг - 2,4% ВВП), необременительным налогообложением бизнеса, высокой эффективностью рынка труда;
- Конкурентными преимуществами Таиланда и Индонезии являются низкий уровень безработицы (менее 1%), большой внутренний рынок товаров и услуг (22 и 25 места мирового рейтинга), высокий инновационный потенциал (после Сингапура и Малайзии) уровень защиты инвесторов, развитый финансовый рынок и государственное регулирование;
- Филиппины, Вьетнам, Камбоджа и Лаос существенно отстают от соседних государств по уровню международной конкурентоспособности. При этом, главным фактором привлекательности данных стран является дешевая рабочая сила и «эффективность рынка труда».
Взаимодействие стран АСЕАН в области торговли, промышленности и инвестиций. Углубление внутренней интеграции и торговую либерализацию страны-участники проводят на базе подписанных соглашений «О создании Зоны свободной торговли AFTA (1992 г.)», «О Зоне инвестиций AIA (1996 г.)», «О сотрудничестве в сфере промышленности АIСО (1998 г.)».
В целях интенсификации субрегионального партнерства в рамках уже созданных, а также формирующихся ЗСТ и инвестиционных зон, странами-участниками были разработаны программные проекты «АСЕАН: взгляд в 2020 год» (1997 г.), «АСЕАН-2025: вместе в будущее» и концепция «Видение АСЕАН-2025» (2000 г.), «Взаимосвязанность АСЕАН-2025» (2016 г.).
Создание таких экономических кластеров, как Зоны экспортной обработки (EPZ), специальные экономические зоны (SEZ), аутсорсинг бизнес-процессов (BPO), а также развитые морские и наземные транзитные маршруты способствуют стремительному росту торговой и логистической деятельности стран АСЕАН.
Свободные экономические зоны в АСЕАН рассматриваются как форма привлечения прямых иностранных инвестиций, технологий, модернизация промышленности, повышение квалификации рабочей силы и диверсификации экономики региона.
На территориях СЭЗ расположены более 3 тыс. материнских корпораций и 25 тыс. филиалов зарубежных компаний (с доходом около 22,6 млрд. долл.), которые обеспечивают: а) доступ к новейшей технологической базе и экспертному опыту; б) являются эффективным решением задач для стратегического развития стран региона.
Система «диалогов» с ведущими государствами мира, послужило АСЕАН мощным стимулом развития территориальной экономики стран сообщество:
Диалоговое партнерство в формате «10+1» (АСЕАН + страна-партнер), предполагает более тесное содействие министров иностранных дел АСЕАН и партнеров по диалогу. Ключевые участники формата: КНР, Япония, РК, Индия, США, ООН. Разовые саммиты организовывались с Австралией, Новой Зеландией и ЕС.
Диалоговое партнерство в формате «10+3» (АСЕАН + КНР, Япония, РК) послужило основой для создания механизма углубленного взаимодействия Ассоциации с восточноазиатской «тройкой». В ходе формата стартовала «Чиангмайская инициатива» о создании системы своп-соглашений по взаимной поддержке национальных валют, создан «Азиатский валютный резервный фонд» с уставным капиталом 120 млрд. долл.
Восточноазиатские саммиты в формате «10+6» (АСЕАН+КНР, Япония, РК, Индия, Австралия, Новая Зеландия) Цель: расширение стратегического сотрудничества в рамках Транстихоокеанского партнерства. В 2010 г. к этому механизму присоединились Россия и США, образовав Диалоговое партнерство в формате «10+8».
Взаимодействие научно-исследовательских структур. В целях объединения научно-исследовательских институтов и аналитических центров АСЕАН, в 1971 г. создан Центр стратегических и международных исследований (CSIS). Ключевыми задачами организации являются: а) формирование единого «мозгового центра» АСЕАН; б) сотрудничество по комплексному изучению и решению актуальных проблем международных отношений и безопасности.
Развития сотрудничество в области высшего образования. Формирование Комитета по образованию АСЕАН (1970 г.) стала первым значимым этапом на пути развития взаимодействия в области высшего образования стран Ассоциации. Отправной точкой нового этапа сотрудничества послужило создание Сети Университетов АСЕАН (AUN).
Сектор туризма и путешествий в странах АСЕАН является одним из важнейших катализаторов экономического развития и социального прогресса, а также значимым фактором региональной интеграции. В мировых рейтингах по индексу конкурентоспособности туризма и путешествий такие страны как Сингапур, Малайзия, Таиланд, Камбоджи и Филиппины, входят в ТОП-50 государств с самыми привлекательными условиями для развития этой отрасли.
CSIS объединяет более 10 ведущих научно-исследовательских и аналитических структур стран АСЕАН: Институт исследований ЮВА и Институт оборонных и стратегических исследований Сингапура, Малазийский институт стратегических и международных исследований, Институт безопасности и международных исследований Таиланда и др Только в 2017 г. общий турпоток в страны АСЕАН превысил 142 млн. чел., доход которых составил более 1,3 трлн. долл. Высокий рейтинг надежности и налоговые льготы туркомпаний, качество гостиничных услуг, хорошо подготовленный персонал и продуманные развлекательные программы делают туристическую отрасль стран АСЕАН привлекательной для туристов.
Таким образом, повышение активности туристов в странах Ассоциации выражается в:а) диверсификации туристских услуг, позволяющей туристам активно воспринимать культурные ценности; б) развитии и распространении моделей «home-stay» (проживание в местной семье);в) продвижении экстремальных туров и делового туризма.
II. Ключевыми факторами сотрудничества СНГ и АСЕАН являются:
Во-первых, идентичность структур и позиций. Благоприятным фактором в последовательном развитии отношений стран СНГ с АСЕАН является схожесть принципов по острым проблемам международной и региональной безопасности, социально-культурного, народно-хозяйственного комплекса. При этом, приоритетным форматом взаимодействия стран организаций с государствами СНГ является секторальный диалог, на базе двусторонних отношений.
Во-вторых, развитие политического сотрудничества. Конструктивному взаимодействию в стратегических областях и повышению эффективности торгово-экономических отношений отдельных стран СНГ и АСЕАН, способствуют установление более тесных контактов в рамках региональных и международных форумов, встреч на высшем, высоком и межведомственном уровнях.
В-третьих, внешнеторговое взаимодействие. Крупнейшими рынками сбыта по объему товарооборота из СНГ внутри АСЕАН являются: Вьетнам с долей - 59,1%, Сингапур (37%), Малайзия (33,5%), Индонезия (33,4%), Таиланд (26%). Основными торговыми партнерами среди постсоветских стран выступают: Россия (удельный вес в экспорте Ассоциации составляет - 94%, импорте - 93%), Беларусь (0,3% и 5,9%), Казахстан (0,2% и 0,3%).
Основную структуру товарного экспорта из России, Беларусь и Казахстан в АСЕАН формируют: продукция металлургической (10,6%) и химической (6,2%) промышленности, продовольственные и сельскохозтовары (5,6%), машины, оборудование (3,6%), древесина и целлюлозно-бумажные изделия (3,2%). Основные импортируемые товары: машины, оборудование и транспортные средства (43,1%), химическая (18,5%) и сельскохозяйственная (13,0%) продукция.
В целом, комплексное изучение торгово-экономического климата стран АСЕАН, а также положительный опыт сотрудничества некоторых государств СНГ с данной Ассоциацией, актуализирует вопрос использования огромного потенциала практического применения экономического взаимодействия формата «РУ-АСЕАН» как на двухсторонней основе с отдельными странами ЮВА, так и в рамках международных и региональных форумов.
С учетом вышеизложенного, полагается возможным:
- содействовать налаживанию более тесного сотрудничества между РУ и АСЕАН в рамках международных и региональных форумов, а также активизировать встречи на высшем и высоком, межправительственном и межведомственных уровнях;
- создать благоприятные условия для формирования индустриальных кластеров (на примере машиностроительного кластера в Андижанской области), специальных индустриальных зон (на примере СИЭЗ «Навои», СИЗ «Ангрен» и СИЗ «Джизак») в целях открытия совместных малых и средних предприятий с привлечением инвестиций финансовых структур АСЕАН;
- способствовать развитию профессионализма в области туризма путем осуществления совместных экскурсионных программ, а также укрепления сотрудничества и координации проектов в области туризма (в т.ч. паломнического туризма) между РУ и АСЕАН;
- расширить участие представителей узбекского бизнеса в мероприятиях, способствующих освоению рынка стран ЮВА и АСЕАН, в т.ч. в рамках профильных международных выставок и ярмарок;
- установить взаимодействие между ВУЗами Узбекистана и университетами, входящими в Университетскую сеть АСЕАН (АУН).
Фазилатхон Абдуллаева,
главный научный сотрудник Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан