Франция является важным партнером Узбекистана в Европе, как во внешнеполитической сфере, так и в области экономического сотрудничества. В настоящее время узбекско-французские отношения отличаются высоким уровнем политико-дипломатического взаимодействия, значительным потенциалом взаимовыгодного сотрудничества и культурно-гуманитарного обмена.
Стоит отметить, что становление двусторонних отношений следует вести с времен нашего великого предка, полководца и правителя Сахибкирана Амира Темура и короля Франции Карла VI, еще в 1402-1403 гг. выразивших взаимное желание установить «свободу торговых сношений» между государствами.
Уже в те времена, подданные французского короля имели свободный доступ во владения Амира Темура и широко этим пользовались.
В нашей новейшей истории Франция признала независимость Республики Узбекистан в январе 1992 года и спустя два месяца установила дипломатические отношения с Узбекистаном, а в 1993 г. между странами был подписан ряд межправительственных соглашений, формирующих фундамент узбекско-французских отношений.
Сотрудничество укрепилось после избрания Президентом Узбекистана Шавката Мирзиёева. Франция стала первой страной Европы, в которую вновь избранный Президент совершил государственный визит. Была открыта новая страница во взаимодействии, подписан ряд межправительственных соглашений, ориентированных на стратегическую перспективу.
В этот период наблюдается активный открытый прагматичный подход Узбекистана и Франции к углублению и расширению связей. В центре внимания вынесены вопросы торгово-экономического, инвестиционного, энергетического, технологического, культурно-гуманитарного сотрудничества.
Отмечая важность перечисленных сфер взаимодействия, следует подчеркнуть, что суть проводимых в стране текущих реформ заключается в развитии свободного гражданского общества, защите прав и законных интересов человека, демократических ценностей, повышении политической культуры и правосознания населения, укреплении отношений социального партнерства и сотрудничества в решении актуальных вопросов между государственными органами и ННО.
Хотя развитие этой сферы в том или ином виде получило начало с момента обретения Узбекистаном независимости, процессы обновления ускорились с приходом к власти новой политической команды во главе с Ш. Мирзиёевым.
В частности, в стране искоренили детский и принудительный труд, приняли стратегию по правам человека. Разблокированы ранее недоступные информационные сайты, открыта аккредитация для иностранных СМИ, новой реальностью стали блогеры. В Узбекистане за последние шесть лет не зафиксировано закрытие ни одного СМИ. Отменена уголовная ответственность за клевету и оскорбления. Готовится решение о запрещении препятствования деятельности журналистов.
Появилось общественное мнение, на которое невозможно не реагировать, особенно чиновникам. Госорганы пытаются быть более открытыми. Население стало узнавать своих министров в лицо. Впервые в 280 ведомствах появились пресс-службы.
В целях обеспечения прав и интересов человека, диалога с людьми, тщательного изучения и решения жизненных проблем и потребностей народа созданы Виртуальные и Народные приемные Президента Республики Узбекистан. Данные структуры стали механизмом обратной связи в оценке деятельности органов государственной власти и управления, а также своевременного выявления проблем на местах.
Так, только за прошедший 2021 год в виртуальную приемную Президента и Народные приемные поступило 1,6 миллиона обращений, что в среднем составляет 133 тысяч в месяц или 4,4 тысяч в сутки.
Все значимые решения выставляются на общественное обсуждение. Множество примеров, когда по результатам обращений проекты решений пересматривались.
Так, введен новый институт - «инициативный бюджет», позволяющий самим гражданам участвовать в распределении бюджетных средств, также начал функционировать институт обязательных деклараций о доходах для чиновников, их супругов и несовершеннолетних детей.
Принят «Закон о государственной службе», запрещающий родственникам работать в одном и том же ведомстве, получать чиновникам какие-либо вознаграждения и льготы и заниматься предпринимательской деятельностью. Вводится обязательная ротация на должностях, имеющих коррупционные риски.
Уделяется большое внимание вопросам обеспечения гендерного равенства, усилению роли женщин. Так, Председатель Сената и почти треть парламентариев – женщины. В каждой области есть заместители глав регионов по делам женщин.
Вместе с тем, мы понимаем, что достигнутого недостаточно.
Как отметил Президент Узбекистана в Послании Парламенту: «В разных сферах нашей жизни, к сожалению, еще немало проблем и недостатков. … Но как бы ни было сложно, мы не свернем с пути демократических реформ. Будем идти вперед, только вперед. И для этого у нас есть все возможности».
В этой связи в Узбекистане принята Стратегия действий по приоритетным направлениям развития страны на 2022-2026 годы.
В процессе модернизации страны создается новый демократический облик свободного и процветающего государства.
По мнению французских специалистов, в настоящее время Узбекистан как страна, осуществляющая динамичные преобразования, имеет благоприятные условия для активизации отношений в Центральноазиатском регионе.
Следует отметить, что официальный Париж имеет четкое видение, что стабильный, динамично развивающийся Узбекистан может стать долгосрочным стратегическим партнером не только для Франции или ЕС, но и для всего международного сообщества.
Но для того, чтобы реализовать амбициозные планы в условиях все более взаимозависимого мира, требуется помощь партнеров, разделяющих общее стремление к укреплению свобод гражданского общества, защите прав и законных интересов человека.
Перспективными направлениями такого сотрудничества на новом этапе развития отношений между Узбекистаном и Францией становится содействие в развитии гражданского общества, в совершенствовании механизмов государственной поддержки институтам гражданского общества, и в формировании условий для их активного участия в государственном и общественном управлении.
Конкретными механизмами сотрудничества в этих направлениях могут выступать взаимодействие двух стран и исследовательских учреждений в вопросах изучения гражданского общества и анализа его развития, обмен опытом в вопросах поддержки институтов гражданского общества со стороны государства, вовлечения негосударственных некоммерческих организаций в законотворческую деятельность и участие в разработке важных политических, социальных и экономических программ, а также в проведении соответствующего мониторинга и общественного контроля за их реализацией.
Например, есть намерение создавать мозговые центры для изучения и анализа гражданского общества, проведения прикладных и фундаментальных исследований по вопросам его развития.
Будут упрощены процедуры регистрации институтов гражданского общества и получение средств от иностранных источников, а также внедрены международные правовые нормы, регулирующие деятельность правозащитников, как, например, международный «Стандарт открытости» («Openness of non-governmental non-profit organizations»).
В то же время, будет оказано содействие институтам гражданского общества со стороны государства, расширено их финансирование для выполнения ими социально ориентированных проектов.
Волонтерская деятельность получит дальнейшее развитие и поддержку, в том числе деятельность корпоративного волонтерства крупных предприятий. Будет создан единый интерактивный портал учета и направлений волонтерской деятельности. Планируется расширение участия граждан Узбекистана в программе волонтеров Организации Объединенных Наций.
Для обеспечения твердой основы преобразований будут вносится соответствующие изменения в Основной закон государства. Для этого понадобится поддержка со стороны народа в ходе планируемого общенационального референдума.
Так, планируется закрепить право граждан и юридических лиц обращаться непосредственно в Конституционный суд с жалобой, если все другие средства судебной защиты исчерпаны. На конституционном уровне будут закреплены общепризнанные институты «хабеас корпус» и «правила Миранды». Закрепляется право каждого не свидетельствовать против себя самого и близких родственников.
В целях укрепления социальных гарантий, вводится норма, обязующая определять размер пенсий и других соцвыплат не ниже официально установленных минимальных потребительских расходов.
Резюмируя, необходимо отметить, что Узбекистан, как и Франция, сегодня находится в сложной фазе развития. На кону непростые реформы, требующие непопулярных решений, связанных с обеспечением долгосрочного развития и нейтрализацией негативного влияния на социальную защищенность населения.
Вместе с тем, отмечается обострение ситуации в Афганистане, особенно на фоне снижения внимания Запада к его проблемам из-за Украины. Все это требует консолидации усилий Ташкента и Парижа.
Франция - страна осознавшая роль гражданского общества как мощной силы в обеспечении демократии, представляет для Узбекистана особый интерес в развитии сотрудничества по внедрению опыта повышения роли гражданского общества в проведении демократических реформ, достижении целей всестороннего развития Узбекистана.
Бобур Усманов,
заместитель директора ИСМИ при Президенте Республики Узбекистан.