Глубокие историко-культурные связи на протяжении тысячелетий связывали народы и страны Центральной и Южной Азии, о чем свидетельствует множество древних материальных и письменных памятников. Индия и Центральная Азия – это, по сути, обширный культурно-цивилизационный ареал, в котором на протяжении веков происходил активный духовно-интеллектуальный диалог и взаимообогащение. С другой стороны, этому региону исторически были характерны общие проблемы экзистенции.
Постоянный поиск путей их решения всегда был в центре внимания государственных и общественных деятелей, философов и ученых, писателей и поэтов наших народов. Современный период развития Узбекистана
и Индии не является исключением. Наши страны имеют общие или близкие подходы к современным вызовам и угрозам региональной безопасности.
Афганская проблема
Вооруженное противостояние, продолжающееся вот уже в течение последних 40 лет в Афганистане, негативно влияет на безопасность и стабильность в регионах Центральной и Южной Азии. Сегодня для всех очевидно, что альтернативы политическому диалогу между противоборствующими силами Афганистана нет. Этот процесс без активного содействия мирового сообщества не будет успешным.
В этом контексте важным шагом стала проведенная по совместной инициативе лидеров Узбекистана и Афганистана в марте 2018 г. Ташкентская конференция. В мероприятии приняли участие высокие представители государств – постоянных членов Совета Безопасности ООН, всех соседних стран, в том числе Индии.
В Узбекистане и Индии придают особое значение содействию социально-экономическому развитию и инфраструктурному возрождению Афганистана. Без решения этих насущных проблем, его вовлечения в систему региональных и межрегиональных связей с соседними странами, улучшения жизни афганского народа невозможно говорить о перспективах скорейшей нормализации ситуации в Афганистане.
Республика Узбекистан поддерживает усилия афганского правительства и международного сообщества по восстановлению мирной жизни в этой стране. В ходе визита Президента А.Гани в Узбекистан принято решение о строительстве железной дороги «Мазари-Шариф–Герат» и линии электропередачи Сурхан – Пули Хумри.
Создан международный логистический центр с терминалом в г. Термезе, призванный содействовать экспортно-импортным и транзитным грузопотокам между двумя странами с выходом на рынки Европы и Азии.
В августе 2018 г. осуществлена первая перевозка грузов по коридору Китай-Кыргызстан-Узбекистан-Афганистан.
В г. Термезе открыт Центр образования, где обучается около 100 афганских юношей и девушек различным профессиям: инженеры, железнодорожники, педагоги, энергетики и т.д. В ближайшие годы будут созданы условия для увеличения этого количества до 300 человек.
Индия, в свою очередь, вносит значимый вклад в восстановление и инфраструктурное развитие Афганистана. Индия – один из крупнейших доноров Афганистана. По различным оценкам, объемы индийского содействия превысили 3 млрд. долл. США.
Благодаря индийскому участию, в провинции Герат реконструирована плотина Салма – «Плотина афганско-индийской дружбы», которая обеспечивает, как ирригацию сельхоз культур, так и выработку электричества. На церемонии ее открытия премьер-министр Н.Моди заявил, что «это событие стало историческим моментом в афганско-индийских отношениях».
На сегодняшний день Индия участвует в более 100 проектах по реконструкции транспортной инфраструктуры и водоснабжения, строительству ГЭС и солнечных электростанций, жилья и медицинских учреждений в Афганистане. Особого внимания заслуживает возведение ГЭС «Шахтут», призванная обеспечить более 2 млн. человек не только электричеством, но и питьевой водой.
Стратегическое значение имеет проект по строительству международного транспортного коридора «Чабахар», соединяющего Афганистан и Индию через Иран. Его реализация способна придать качественно новую динамику индийско-центральноазиатскому сотрудничеству, при котором Афганистан станет естественным мостом между Индией и Центральной Азии.
На наш взгляд, сложно переоценить значение осуществляемых Узбекистаном и Индией проектов в Афганистане, если учитывать взаимозависимость между «экономикой» и «безопасностью». Без экономики нельзя говорить о безопасности и, напротив, без обеспечения безопасности нельзя рассчитывать на экономическое развитие.
Угрозы радикализма и терроризма
Стремительно меняющаяся ситуация в мире, эскалация геополитической напряженности, обострение вызовов и угроз безопасности актуализировали проблему неделимости безопасности. Негативные последствия этого со всей очевидностью проявляются в Центральной и Южной Азии, соседних и дальних регионах.
Сегодня угрозы радикализма, экстремизма и терроризма приобрели беспрецедентные, глобальные масштабы. Они проникают во все общества вне зависимости от уровня их социально-экономического развития, цивилизационной и культурно-конфессиональной принадлежности стран.
Повышение эффективности в противодействии этим явлениям требует от мирового сообщества тесного диалога и взаимодействия в выработке общих подходов к реагированию на общие вызовы и угрозы безопасности. Очевидно, что старые методы борьбы уже не работают.
Международные экстремистские и террористические организации все активнее используют информационные технологии и социальные сети в качестве инструмента вербовки молодежи. В этой связи крайне важным становится борьба с первопричинами этих явлений, а не с их последствиями.
С учетом этого, в Узбекистане концептуально пересмотрены подходы к реализации мер по противодействию терроризму и экстремизму. Ставка делается «на борьбу за умы» людей, в первую очередь, молодежи путем повышения правовой культуры, и духовно-религиозного просветительства.
По инициативе Президента Ш.М.Мирзиёева в Узбекистане созданы Международный научно-исследовательский центр Имама Бухари, Центр исламской цивилизации и Исламская академия. Главный девиз их деятельности – «Просвещение против невежества».
В Узбекистане ведется системная работа по социальной реабилитации, возвращению к нормальной жизни тех, кто попал под влияние экстремистских идей и осознал свои ошибки. Осуществляются комплексные меры по распространению, особенно среди молодежи, истинных ценностей ислама, укоренению в их сознании традиционной исламской культуры и мировоззрения.
В июне 2018 г. принят Закон Республики Узбекистан «О противодействии экстремизму». В Законе даны четкие определения таким понятиям, как «экстремизм», «экстремистская деятельность», «экстремистская организация». Закреплены принципы и методы борьбы с экстремизмом, обязанности ответственных органов, а также вопросы осуществления международного сотрудничества.
Без сомнения, Узбекистан и Индия накопили огромный опыт в сфере противодействия радикализму, экстремизму и терроризму. Долгосрочным интересам наших стран отвечает активизация взаимодействия и сотрудничества в данной области.
В целом, общность интересов и приоритетов Узбекистана и Индии в сфере безопасности, во внутренней и внешней политике создают прочную основу для придания новой динамики многоплановому взаимодействию между двумя государствами на долгосрочную перспективу. Безусловно, это будет способствовать укреплению безопасности в Центральной и Южной Азии, формируя благоприятные условия для расширения межрегионального сотрудничества, обеспечения устойчивого развития и процветания наших стран и народов.
Б.Турсунов,
ИСМИ при Президенте Республики Узбекистан
Следующее
Укрепление семьи и воспитание гармонично развитого поколения — основа прогресса государства
27-28 сентября 2018 года в Ташкенте состоится международная научно-практическая конференция на тему «О роли органов самоуправления в укреплении семьи и воспитании подрастающего поколения».
26.09.2018