О серьёзности данного вопроса и высокой степени ответственности, с которой государства относятся к его решению, свидетельствует обсуждение афганской проблематики и в формате ШОС-ОДКБ. При этом главной целью многосторонних переговоров стал поиск согласованных подходов относительно обстановки в Афганистане.
Президент Узбекистана Ш.Мирзиёев представил свое видение происходящих процессов в Афганистане, обозначил связанные с ними вызовы и угрозы, а также предложил ряд основных подходов по выстраиванию взаимодействия на афганском направлении.
В частности, Ш.Мирзиёев констатировал, что сегодня в Афганистане сложилась совершенно новая реальность. К власти пришли новые силы в лице Движения «Талибан». Вместе с тем отмечено, что новым властям еще предстоит пройти сложный путь от консолидации общества до формирования дееспособного правительства. Сегодня все еще сохраняются риски возвращения Афганистана к ситуации 90-х годов, когда страна была охвачена гражданской войной и гуманитарным кризисом, а ее территория превратилась в «хаб» международного терроризма и наркопроизводства.
При этом глава государства подчеркнул, что Узбекистан как ближайший сосед, который непосредственно сталкивался с угрозами и вызовами в те годы, четко осознает все возможные негативные последствия развития ситуации в Афганистане по такому сценарию.
В этой связи Ш.Мирзиёев призвал страны ШОС объединить усилия для недопущения затяжного кризиса в Афганистане и связанных с ним вызовов и угроз странам Организации.
В этих целях было предложено наладить эффективное взаимодействие по Афганистану, а также вести с новыми властями согласованный и скоординированный диалог, осуществляемый соразмерно соблюдению принятых ими обязательств.
Во-первых, подчеркнута важность достижения широкого политического представительства всех слоев афганского общества в государственном управлении, а также обеспечения соблюдения основных прав и свобод человека, прежде всего женщин и национальных меньшинств.
Как отметил президент Узбекистана, по сути, от этого зависят перспективы стабилизации ситуации, восстановления афганской государственности и в целом развитие взаимодействия международного сообщества с Афганистаном.
Следует отметить, что Ташкент всегда придерживался принципиальной позиции относительно необходимости уважения суверенитета, независимости и территориальной целостности соседней страны, безальтернативности мирного урегулирования конфликта в Афганистане, важности осуществления политического диалога и инклюзивного переговорного процесса, учитывающего исключительно волю всего афганского народа и многообразие афганского общества.
Сегодня в этой стране проживают более 38 млн. человек, при этом более 50% из них составляют представители этнических меньшинств – таджики, узбеки, туркмены, хазарейцы, от 10 до 15% населения – мусульмане-шииты, есть представители других конфессий. Кроме того, в последние годы значительно возросла роль женщин в социально-политических процессах Афганистана. Так, согласно данным Всемирного банка, численность женщин в составе населения Афганистана составляет 48% или около 18 млн. До недавнего времени они занимали высокие государственные посты, в том числе руководителей министерств, работали в сферах образования и здравоохранения, активно участвовали в общественно-политической жизни страны в качестве парламентариев, правозащитников, журналистов.
В этой связи только формирование представительного правительства, баланс интересов этнополитических групп, всесторонний учет общественных и социально-экономических интересов всех слоёв общества в государственном управлении являются важнейшим условием устойчивого и прочного мира в Афганистане. Более того, эффективное задействование потенциала всех общественных, политических, этнических и конфессиональных групп может внести весомый вклад в скорейшее восстановление афганской государственности и экономики, возвращения страны на путь мира и процветания.
Во-вторых, указано на необходимость недопущения властями использования территории страны для подрывных действий против сопредельных государств, исключения покровительства международным террористическим организациям. Отмечено, что противодействие возможному росту экстремизма и экспорту радикальной идеологии, пресечение проникновения боевиков через границы и их переброски из горячих точек должны стать одной из ключевых задач ШОС.
За последние 40 лет война и нестабильность в Афганистане превратили эту страну в «убежище» для различных террористических группировок. Так, по данным Совета Безопасности ООН, в настоящее время в стране действуют 22 из 28 международных террористических группировок, в том числе «ИГ» и «Аль-Каида». В их рядах состоят также выходцы из Центральной Азии, Китая и стран СНГ. До сих пор совместными усилиями удавалось эффективно купировать террористические и экстремистские угрозы, исходящие с территории Афганистана, не допускать их перетекания на пространство стран Центральной Азии.
Вместе с тем затяжной властно-политический кризис, обусловленный сложным процессом формирования легитимного и дееспособного правительства, может стать причиной появления вакуума безопасности в Афганистане. Это, в свою очередь, может способствовать активизации террористических и экстремистских группировок, усилить риски переноса их действий в соседние страны.
Тем более гуманитарный кризис, с которым сегодня сталкивается Афганистан, отдаляет перспективы стабилизации ситуации в стране. Как заявил 13 сентября т.г. генеральный секретарь ООН А.Гутерриш, в скором будущем Афганистан может ждать катастрофа, поскольку в состоянии продовольственного кризиса и чрезвычайной ситуации живут почти половина афганского населения – 18 млн. чел. По данным ООН, более половины афганских детей в возрасте до пяти лет страдают от острого недоедания, а треть граждан – недостатка питания.
Кроме того, Афганистан сталкивается с очередной сильной засухой – уже второй за четыре года, которая продолжает оказывать сильнейшее негативное воздействие на сельское хозяйство и производство продовольствия. Данная отрасль обеспечивает 23% ВВП страны и 43% афганского населения рабочими местами и средствами к существованию. В настоящее время 22 из 34 афганских провинций серьезно пострадали от засухи, в т.г. году потеряно 40% всех посевов.
Более того, ситуация усугубляется растущей бедностью населения Афганистана. Согласно данным Программы развития ООН, к настоящему времени доля нищеты среди населения составляет 72% (27,3 млн. чел. из 38 млн.), к середине 2022 г. эта цифра может достигнуть 97%.
Очевидно, что Афганистан сам не сможет справиться с такими сложными проблемами. Тем более 75% бюджета государства (11 млрд. долл.) и 43% экономики до сих пор покрывались за счёт международных пожертвований.
Уже сегодня высокая зависимость от импорта (импорт – 5,8 млрд., экспорт – 777 млн. долл), а также заморозка и ограничение доступа к золотовалютным резервам значительно подстегнули инфляцию и рост цен.
Эксперты прогнозируют, что тяжелая социально-экономическая ситуация вкупе с ухудшением военно-политической ситуации может привести к потокам беженцев из Афганистана. По оценкам ООН, до конца т.г. их количество может достичь 515 тыс. т.г. При этом основными реципиентами афганских беженцев станут соседние страны-члены ШОС.
В свете вышеуказанного Президент Узбекистана отметил важность недопущения изоляции Афганистана и его превращения в «страну-изгоя». В связи с этим предложено разморозить активы Афганистана в зарубежных банках в целях предотвращения масштабного гуманитарного кризиса и роста потока беженцев, а также продолжения содействия Кабулу в экономическом восстановлении и решении социальных проблем. В противном случае страна не сможет выбраться из тисков нелегальной экономики, будет сталкиваться с расширением торговли наркотиками, оружием и других форм транснациональной организованной преступности. Конечно, все негативные последствия от этого в первую очередь почувствуют на себе соседние страны.
В этой связи Президент Узбекистана призвал к консолидации усилий международного сообщества для скорейшего урегулирования ситуации в Афганистане и предложил провести в Ташкенте встречу высокого уровня в формате ШОС-Афганистан с привлечением государств-наблюдателей и партнеров по диалогу.
Несомненно, ШОС может внести важный вклад в стабилизацию ситуации, обеспечение устойчивого экономического роста в Афганистане. Сегодня все соседи Афганистана – это либо члены, либо наблюдатели ШОС, соответственно заинтересованы в том, чтобы страна вновь не стала источником угроз региональной безопасности. Страны-члены ШОС входят в число основных торговых партнеров Афганистана. Объем торговли с ними составляет почти 80 % от общего товарооборота Афганистана (11 млрд. долл.) с зарубежными странами.
Более того, страны-члены ШОС покрывают более 80% потребностей в электричестве и более 20% - в пшенице и муке.
Привлечение к процессу урегулирования ситуации в Афганистане также и партнёров по диалогу, среди которых Азербайджан, Армения, Турция, Камбоджа, Непал, а теперь еще и Египет, Катар и Саудовская Аравия, позволит выработать общие подходы и наладить более тесную координацию усилий в вопросах обеспечения безопасности, скорейшего восстановления экономики и решения наиболее значимых социально-экономических проблем Афганистана.
В целом, государства ШОС могут сыграть ключевую роль в постконфликтном восстановлении Афганистана, содействовать его превращению в ответственного субъекта международных отношений. Для этого странам ШОС необходимо координировать усилия по установлению долгосрочного мира, интеграции Афганистана в региональные и мирохозяйственные связи. В конечном итоге это приведёт к становлению Афганистана в качестве мирной стабильной и процветающей страны, свободной от терроризма, войны и наркотиков, к обеспечению безопасности и экономического благополучия на всем пространстве ШОС.
Акрамжон Неъматов, первый заместитель директора Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан