«Водная дипломатия» как новая форма многостороннего диалога

Заседание совета глав государств — учредителей Международного фонда спасения Арала, состоявшееся в августе в Туркменистане, не только продемонстрировало сплоченность государств Центральной Азии в решении региональных проблем, потенциал многоплановых отношений, но и придало новый импульс сотрудничеству в сфере экологии и водопользования. 

Здесь необходимо отметить важность международной поддержки региональных процессов, в частности, принятие 22 июня 2018 года Генеральной Ассамблеей ООН по инициативе Узбекистана резолюции «Укрепление регионального и международного сотрудничества по обеспечению мира, стабильности и устойчивого развития в Центральноазиатском регионе», в которой подчеркивается значение развития сотрудничества, в том числе в области рационального и комплексного использования водно-энергетических ресурсов в Центральной Азии, смягчения экологических и социально-экономических последствий высыхания Аральского моря. Коммюнике, принятое в городе Туркменбаши, стало по сути «дорожной картой» совместного решения вопросов охраны окружающей среды, изменения климата и устойчивого развития. 

Инициативы, выдвинутые Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым по совершенствованию деятельности МФСА, привлечению инноваций и иностранных инвестиций в регион, развитию «зеленой экономики», осуществлению научных исследований, получили широкую поддержку участников саммита и всего международного сообщества.

Глава нашего государства призвал объявить Приаралье зоной экологических инноваций и технологий. Несомненно, в современной экономической реальности инновации являются непременным элементом конкурентоспособности. Инициатива направлена на объединение общих усилий в целях формирования условий для привлечения иностранных инвестиций в разработку и внедрение экологически чистых технологий, комплексного внедрения принципов «зеленой экономики», предотвращения дальнейшего опустынивания и экологической миграции, развития экотуризма, улучшения качества жизни в Приаралье.

Есть примеры успешного создания таких зон в пустынной местности. В процессе освоения пустыни Негев в Израиле было организовано тесное сотрудничество с учеными Центра сельскохозяйственных исследований Вулкани и опытной станции Института исследований пустынь, которые организовали первые опыты по орошению минерализованными водами в 1980-х годах. Успех данных опытов, перешедших в производственную стадию и показавших возможность, используя солнечное изобилие, получать высокие урожаи культур, побудил правительство развернуть широкое освоение пустыни. Ее прорезали благоустроенные дороги высокого класса и линии электропередачи, сопровождаемые станциями дистанционной телесвязи. Возникло огромное плато древесных насаждений кулисного типа — сначала сажали засухоустойчивые породы, а затем по мере поступления воды начали выращивать культурные деревья. У нас имеется возможность воспроизвести и даже углубить достижения израильтян.

Развитию в Израиле системы обеспечения водными ресурсами способствовало вторичное использование сточных вод. В стране работает 180 очистительных сооружений, что позволяет очищать около 90 процентов сточных вод для вторичного использования в сельском хозяйстве, тем самым обеспечивая около 55 процентов водных ресурсов.

Применение инновационных технологий позволяет существенно сократить потребление воды в стране. Капельная система орошения экономит использование влаги в сельском хозяйстве на 95 процентов. Кроме того, вся водная инфраструктура страны снабжена специальными датчиками, контролирующими объем и скорость движения воды, что сокращает ее утечку в процессе транспортировки до 10 процентов.

Интересен в этом плане и опыт Сингапура. Он на сто процентов зависим от водных ресурсов других стран и уверенно развивает и применяет современные технологии, демонстрирует возможности достижения интенсивного экономического развития посредством создания на государственном уровне стимулов и роста заинтересованности у предпринимателей в их использовании. Долгое время «водная дипломатия» Сингапура заключалась в налаживании связей с Малайзией, от водных ресурсов которой он исторически зависел. Однако некоторое время назад Сингапур осознал, что необходимо инвестировать в водные технологии. 

Первый генеральный план Сингапура по диверсификации источников водоснабжения был принят в 1972 году, а в 1974-м запущен в эксплуатацию пилотный завод по переработке сточных вод в питьевую воду. Из-за дороговизны проекта он был заморожен, но с развитием технологий в 1998 году проект сочли выгодным и рентабельным. В 2003 году в Сингапуре был открыт первый завод по переработке сточных вод в питьевую воду, а конечный продукт получил название «Новая вода» (NEWater). К 2010 году уже запущено пять таких установок, и в настоящее время за счет «Новой воды» покрывается 30 процентов потребности страны в пресноводных ресурсах. Ожидается, что к 2060 году «Новая вода» будет покрывать 50 процентов потребностей. Кроме того, Сингапур активно развивает технологии по опреснению морской и сбору дождевой воды. В настоящее время за счет опресненной воды покрывается 10 процентов потребности страны в ней. Через разветвленную сеть дрен, каналов и коллекторов дождевая вода собирается в 17 водохранилищах для дальнейшего использования. 

Важной инициативой Узбекистана на саммите МФСА также стало создание Регионального центра по выращиванию саженцев пустынных и кормовых растений. Была выработана общая платформа решения экологической проблемы Арала не только в плане воды, но и более широкого проведения совместных лесомелиоративных работ на осушенном дне Аральского моря. По данным ученых, в течение 10—12 лет можно покрыть лесными насаждениями все дно высохшего участка моря. При этом Узбекистан уже обеспечил покрытие саксаулом и другими лесными растениями около 480 тысяч гектаров, включая площади самозарастания. 
По мнению специалистов Научно-информационного центра Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии, необходимо активизировать мониторинг высохшего дна и картировать приоритетные участки лесопосадок в целях недопущения разрушения существующих лесопосадок во время безнадзорного использования территории. 

Для сохранения уникальной фауны региона необходим общерегиональный подход. Поэтому чрезвычайно важной представляется инициатива по созданию в Приаралье трансграничных охраняемых природных территорий.

Повышению уровня сотрудничества в Центральной Азии в вопросах водосбережения, управления и рационального использования трансграничных водных ресурсов должно послужить принятие глубоко продуманной Региональной программы рационального использования водных ресурсов в Центральной Азии. На ее базе будет разработан механизм взаимодействия, приемлемый для каждой из сторон. 

Безусловно, невозможно обеспечить решение острейших проблем без развития эффективной научной кооперации. Президент Узбекистана внес предложение об организации совместных междисциплинарных исследований, в том числе на площадке научно-информационных центров Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии и Межгосударственной комиссии устойчивого развития. Создание такого механизма даст понимание перспективы развития водного хозяйства и водопользования в регионе и усилит реальные действия руководства отраслей, связанных с водой, в направлении повышения приспособляемости их к постоянно нарастающему дефициту воды, к необходимости наращивать продуктивность воды до уровня самых передовых стран в мире. 

О единстве позиций и решимости центральноазиатской «пятерки» работать совместно над преодолением аральского кризиса свидетельствуют инициативы лидеров других государств — членов МФСА.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выдвинул инициативу по совершенствованию организационной структуры и договорно-правовой базы МФСА на основе действующих институтов фонда, автоматизации системы управления, распределения, учета и мониторинга водных ресурсов бассейна Аральского моря, в том числе их качества. Н. Назарбаев призвал также вернуться к вопросу о создании Международного водно-энергетического консорциума Центральной Азии как финансового механизма обеспечения режима попусков, назначаемых МКВК, а также рассмотреть вопрос постоянной дислокации исполнительного комитета МФСА в одной из стран Центральной Азии.

Примечательно, что Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков принял участие в мероприятии в качестве почетного гостя по приглашению Президента Туркменистана. Это свидетельствует о готовности Кыргызстана к совместному решению водно-энергетических вопросов региона. Кыргызский лидер внес целый ряд предложений по реформированию самой структуры МФСА, направленных на совершенствование системы финансирования фонда, комплексное использование водно-энергетических ресурсов, усиление договорно-правовой базы. 

Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон выступил с такими важными инициативами, как рациональное использование чистейших пресноводных ресурсов высокогорного озера Сарез для улучшения обеспечения питьевой водой стран региона на долгосрочной основе, дальнейшее реформирование структур по водному управлению, содействие в реализации экономических механизмов водопользования и внедрения новых водосберегающих технологий, а также системы учета объема воды. Э. Рахмон отметил важность усиления экономической консолидации и всестороннего развития всех стран региона путем обеспечения свободного передвижения товаров, услуг и труда.

Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов внес инициативы по разработке отдельного направления деятельности ООН, назвав его Специальной программой ООН для Арала, которая включала бы конкретные планы по стабилизации и улучшению ситуации в бассейне Аральского моря и его практической реализации. Кроме того, он призвал продвигать «водную дипломатию» в качестве новой формы многостороннего диалога по водным вопросам, поддержать инициативы ООН о признании доступа к воде фундаментальным правом человека, развивать нормативно-правовую базу сотрудничества.

Нигора ШАХИМАРДАНОВА,
главный научный сотрудник Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан.

Источник: xs.uz