Самаркандский саммит Организации тюркских государств в фокусе внимания СМИ Республики Корея

Популярная южнокорейская газета «The Korea Times» опубликовала статью руководителя отдела Института стратегических и межрегиональных отношений при Президенте Узбекистана Марата Аитова, посвященную итогам Самаркандского саммита ОТГ - «Узбекистан выступает за наращивание в ОТГ сотрудничества в транспортно-логистической сфере», сообщает корреспондент ИА «Дунё».

Как отмечается в публикации, выступая на саммите, Президент Шавкат Мирзиёев предложил ряд актуальных и востребованных инициатив. В частности, глава государства инициировал разработку детального плана и действенных механизмов сотрудничества на основе принимаемой на мероприятии Программы развития транспортной взаимосвязанности. При этом основное внимание предлагается уделить повышению конкурентоспособности транзитных коридоров в нашем регионе, введению максимально выгодных тарифов для бизнеса, созданию современной транспортной инфраструктуры.

Страны ОТГ обладают большим транспортно-транзитным потенциалом, который пока реализован не в полной мере. В частности, регионы Центральной Азии, Южного Кавказа и Малой Азии являются важным транспортным хабом на пересечении маршрутов в направлении Север-Юг и Восток-Запад.

В этой связи сотрудничество в транспортно-коммуникационной сфере определено одним из ключевых приоритетов Организации и данная сфера особенно получила развитие в последнее время. В частности, в принятом в Стамбуле в документе «Видение тюркского мира – 2040» отмечено, что для стран ОТГ сфера транспортной взаимосвязанности приобретает особую стратегическую и геоэкономическую значимость. Документ также подразумевает цифровизацию транспортных и транзитных процедур.

Кроме того, функционирует механизм регулярных встреч руководителей транспортных ведомств (состоялось 5 встреч) и таможенных органов (8 заседаний) стран-участниц Организации, которые решают возникающие проблемы и вырабатывают общие подходы по развитию взаимодействия в этой сфере.

Говоря о развитии взаимосвязанности в рамках ОТГ, необходимо особо отметить Транскаспийский транспортный коридор, который может стать важным звеном цепочки непрерывных поставок в направлении Восток-Запад с использованием мультимодальных перевозок через порты Каспийского моря.

В организации также принимаются усилия по продвижению мультимодального транспортного коридора «Страны АТР – Китай – Кыргызстан – Узбекистан – Туркменистан – порты Каспийского моря - Азербайджан – Грузия – Турция – страны ЕС».  Кроме того, планируется создание механизма по развитию нового направления Транскаспийского коридора с участием Турции, Азербайджана, Казахстана, Узбекистан и Кыргызстана.

Вне всякого сомнения, развитие Транскаспийского договора наряду с воплощением в жизнь инициативы Узбекистана по строительству Трансафганской железной дороги, а также реализация проекта железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан», позволит повысить привлекательность нашего региона в качестве транзитного моста между Азией и Европой.

В свою очередь, Узбекистан уделяет приоритетное значение развитию международных транспортных коридоров, цифровизации цепочек логистики, в том числе процессов прохождения грузов и транспортных средств через пограничные пункты, оптимизации транспортных и иных затрат в стоимости экспортной продукции, повышению скорости доставки грузов.

В частности, последовательно внедряются современные цифровые инструменты, такие как eTIR, ePermit и eCMR. В рамках первого этапа внедрения в практику электронной системы ePermit в ноябре 2021 года Узбекистан совместно с турецкой стороной организовал испытательный автопробег. На следующем этапе имеется договоренность о реализации данного проекта с Казахстаном.

 Более того, 17 ноября 2020 года состоялись первые пилотные автоперевозки между Узбекистаном и Казахстаном с применением электронных гарантий (е-гарантия). Позднее аналогичные перевозки были протестированы между Узбекистаном и Кыргызстаном (март, 2022 г).

В целом, эффективное задействование транспортно-транзитного потенциала стран Организации служит общим стратегическим интересам тюркских стран. Благодаря разветвленной и интегрированной транспортной системе пространство ОТГ может стать ключевым транспортно-логистическим коридором на Евразийском континенте.

В этом ключе инициативы, выдвинутые Президентом Узбекистана в ходе саммита ОТГ в Самарканде, поспособствуют укреплению взаимосвязанности, задействованию в полной мере транспортно-логистического потенциала, а также расширению торгово-экономических отношений между государствами ОТГ, пишет южнокорейское издание.

Источник