Участие Узбекистана в крупных региональных инвестиционных инфраструктурных проектах в фокусе внимания кувейтской прессы

В очередном номере ведущей кувейтской газеты на арабском языке «Aль-Анба» опубликована развернутая статья, посвященная участию Узбекистана в реализации крупных региональных инвестиционных инфраструктурных проектов.

Автор материала – директор Института стратегических и межрегиональных исследований (ИСМИ) при Президенте Республики Узбекистан Элдор Арипов.

Кувейтским читателям представлена информация о состоявшейся в начале февраля текущего года первой трёхсторонней встрече Узбекистана, Афганистана и Пакистана по реализации проекта строительства железной дороги Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар.

Подчеркивается, что реализация данного проекта не только откроет новый и наикратчайший путь к перспективным рынкам Южной Азии, но и внесёт вклад в достижение мира в Афганистане.

«Поддержку проекту выразили и Россия, и Китай, и США. Заинтересованность в строительстве железной дороги на пешаварском направлении проявили представители Всемирного банка, АБР, ЕБРР, ЕИБ, ИБР, АБИИ, Международной финансовой корпорации развития. При таком раскладе вопрос источника финансирования не должен стать непреодолимой проблемой», - пишет газета.

По мнению автора, встреча в Ташкенте и её итоги фактически знаменуют собой запуск абсолютно новой парадигмы регионального развития. Афганистан как связующее звено между Центральной и Южной Азией становится символом не очередного этапа военного противостояния, а взаимовыгодного межрегионального сотрудничества.

Обеспечение через Узбекистан транзита товаров из Индии и Пакистана в страны СНГ и Европы оценивается на уровне 3−4 миллионов тонн в год.

Запуск железной дороги Мазари-Шариф–Пешавар также создаст мощную платформу для достижения инклюзивного экономического развития стран Центральной и Южной Азии.

Мультипликативный социально-экономический эффект будет выражаться в создании новых рабочих мест, строительстве придорожной инфраструктуры, формировании условий для освоения богатых запасов полезных ископаемых вдоль трассы пролегания железной дороги. Только при строительстве самого полотна планируется дополнительно возвести 264 моста, 7 тоннелей, 641 водопропускное сооружение.

Проект Мазари-Шариф – Пешавар также будет способствовать расширению транспортно-коммуникационной сети внутри Афганистана.

Крупные экономические, инфраструктурные проекты, подобные строительству дороги Мазари-Шариф – Пешавар могут выступать объединяющим началом для всех сторон, заинтересованных в мирном урегулировании афганского кризиса.

Реализация таких проектов и получение экономических выгод от них усилит заинтересованность как участников межафганского конфликта, так и внешних сил, в мирном урегулировании афганского кризиса, скорейшей стабилизации ситуации. А с финансовой выгодой придёт осознание того, что торговать намного прибыльнее, чем воевать. Региональный консенсус, построенный на основе этой истины, будет намного прочнее любых политических договоренностей или геополитических сделок.

Поэтому поддержка становления Афганистана в качестве моста, соединяющего Центральную и Южную Азию, способствует решению не только социально-экономических и транспортно-коммуникационных проблем, но и вносит существенный вклад в обеспечение региональной безопасности и стабильности этих регионов, подчеркивается в статье в газете «Aль-Анба».

Источник