Конструктивная дискуссия продолжается

Сотрудничество Узбекистана с Евразийским экономическим союзом по вопросам упорядочения внешней торговли, таможенно-тарифной системы, бюджета, банковской и финансовой сферы, обеспечению макроэкономической стабильности, развитию отраслей экономики рассмотрено на парламентском слушании в Законодательной палате Олий Мажлиса.

Конкурентность обязательна

Основы сотрудничества между Узбекистаном и Евразийским экономическим союзом рассматриваются исходя из интересов народа и воли избирателей членами парламента, которые в результате должны подготовить заключение.

Парламентарии заслушали доклад министр экономического развития и сокращения бедности Джамшида Кучкарова, давшего оценку расширению сотрудничества.

Он отметил, что интеграция с ЕАЭС скажется на обеспечении устойчивого экономического роста и в конечном итоге устранении существующих экономических и социальных различий. Кроме того, ускорит процессы развития во всех областях и позволит быстрее адаптироваться к требованиям глобализации.

Специалистами проведен анализ прямого влияния интеграции на национальную экономику, включая ВВП. Их расчеты включают ожидаемые преимущества и риски для отраслей экономики, возможные убытки или выгоду. Особое внимание уделено внешней торговле, иностранным инвестициям, занятости и миграционным процессам, налоговым поступлениям и доходам населения.

В ходе слушания фракции политических партий уточняли отдельные аспекты. Так, фракция Либерально-демократической партии Узбекистана, заострив внимание на основных целях ЕАЭС, интересовалась тем, что при повышении конкурентоспособности экономики союза за счет развития кооперационных отношений в основном деятельность данной организации затрагивает только реализацию товаров. В такой ситуации высокие стандартные требования для менее развитого государства — члена союза могут привести к банкротству неконкурентоспособных отечественных производителей. Существует риск, что менее развитые производственные и сервисные сегменты в Узбекистане могут быть переданы предприятиям других стран.

Возникает вопрос о том, готова ли наша страна к сотрудничеству с этой организацией? Сколько нужно времени для подготовки к интеграции и что для этого необходимо сделать? Чтобы обеспечить конкурентоспособность предприятий для интеграции в ЕАЭС, необходимо принять меры в 13 ведущих отраслях промышленности, для чего потребуется определенное время, — был ответ. Определен краткосрочный период (до 2022 года) для развития сфер черной металлургии, нефти и газа, угля, фармацевтики, нефтяной и пищевой промышленности, среднесрочный период (до 2024 года) — для производств текстиля и трикотажа, кожаной обуви, электротехники, а также химической, электроэнергетической отраслей, промышленных предприятий и в перспективе (до 2028 года) — для автомобилестроения, производства сельскохозяйственных машин.

Дискуссии велись относительно влияния сотрудничества на продовольственную безопасность. Отмечалось, что вступление Узбекистана в ЕАЭС положительно отразится на развитии сельского хозяйства. Учитывая, что некоторые страны — участницы союза являются нетто-импортерами сельскохозяйственной продукции, Узбекистан имеет сравнительное преимущество над другими странами в этой области. Так, ценовая разница на овощи в странах ЕАЭС и нашей продукции составляет до 60 процентов, на фрукты — до 48 процентов, на бобовые — 33,3 процента. Сотрудничество позволит Узбекистану увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции на 152 процента, объем импорта — на 120 процентов.

На слушании также были подняты вопросы о том, какие меры будут приняты для компенсации ожидаемых потерь в энергетической отрасли, и другие.

Экономические интересы без политизации 

Постановлением Кенгаша Законодательной палаты Олий Мажлиса от 26 марта 2020 года утвержден состав рабочей группы по организации изучения сотрудничества Узбекистана с Евразийским экономическим союзом, определен план мероприятий.

Вопросы, связанные с интеграцией в ЕАЭС, обсуждаются во фракциях и комитетах нижней палаты, а также широко освещаются в средствах массовой информации и социальных сетях.

К данному вопросу небезразличны и граждане страны, которые высказывают свою точку зрения. Противоречивость мнений, дебаты специалистов говорят о важности темы. По этой причине сотрудничество с ЕАЭС углубленно изучается членами парламента.

С докладом на слушании выступил министр иностранных дел Абдулазиз Камилов, ознакомив депутатов и других участников с результатами изучений. 
Отмечалось, что наряду с преимуществами сотрудничества существуют факторы, которые могут привести к негативным политическим и экономическим последствиям.  

В мире насчитывается более трехсот интеграционных организаций. Каждая из них сотрудничает на основе соблюдения собственных правил.

Узбекистан ведет переговоры с тремя: Европейским союзом, Всемирной торговой организацией и Евразийским экономическим союзом. Узбекистан рассматривает сотрудничество только с позиции экономических интересов и не допускает политизацию участия. Этот аспект полностью отражен в концепции внешней политики нашей страны.

Исходя из этого, Министерство иностранных дел разработало соответствующую «дорожную карту»,  чтобы уменьшить возможные негативные последствия сотрудничества. Она предусматривает меры по проведению разъяснительной работы, в том числе среди иностранных экспертных групп и международного сообщества по проводимой внешней политике Узбекистана. 

Что с информационной безопасностью?

Членами парламента заслушана информация министра развития информационных технологий и коммуникаций Шухрата Садикова о влиянии сотрудничества с ЕАЭС на сферу ИКТ, в том числе на стоимость телекоммуникационных и интернет-услуг, конкурентоспособность рынка телекоммуникаций, а также нормативные документы и технические регламенты, регулирующие отношения в этой области.

В соответствии с договором о Евразийском экономическом союзе для обеспечения интеграции информационных процессов во всех областях разрабатываются и осуществляются меры по дальнейшему развитию эффективного сотрудничества в области обмена информацией с использованием информационно-коммуникационных технологий и трансграничного доверительного пространства. Ярким примером этого является реализация проекта по электронному документо¬обороту между государствами — членами союза.

Проект предусматривает внедрение информационных технологий для обеспечения электронного документооборота между союзом и государствами, являющимися его членами, обмена служебными письмами, а также проверки электронных цифровых подписей с помощью сервисов доверенной третьей стороны.

Внедрение таких интегрированных информационных си¬стем при использовании электронной цифровой подписи расширит возможности межгосударственного документооборота, международной электронной торговли, утверждения электронных документов и развития международных банковских операций. С другой стороны, внесение поправок в законодательство и другие нормативные правовые акты о цифровых подписях в стране, соответствие наших систем электронной цифровой подписи к требованиям союза требуют времени и средств. Исходя из общего подхода государств-членов в разработке нормативно-правовых документов использование единой системы шифрования при обмене документами может привести к трудностям в обеспечении информационной безопасности.

На поднятые депутатами в ходе слушания вопросы докладчики дали исчерпывающие ответы. 

Источник