Налоговая политика: изменения направлены на поддержку предпринимателей

В соответствии с Указом Президента Шавката Мирзиёева “О мерах по дальнейшему совершенствованию налоговой политики Республики Узбекистан” от 26 сентября нынешнего года в налоговую политику вносятся некоторые изменения.

Корреспондент УзА побеседовал с председателем Государственного налогового комитета Республики Узбекистан Бехзодом МУСАЕВЫМ о сути и значении этих реформ, новых механизмах поддержки предпринимателей.

– Согласно указу Президента с 1 октября ставка налога на добавленную стоимость снижена с 20 до 15 процентов. Расскажите, пожалуйста, о значении этого изменения.

– Специалисты высказали свое мнение касательно налоговой политики и отметили высокую ставку налога на добавленную стоимость. Однако подумайте сами. Налог на добавленную стоимость составляет одну треть поступлений в Государственный бюджет Республики Узбекистан. Он является ключевым источником для многих расходов государства.

Сегодня в бюджетных организациях заняты 1,7 миллиона жителей, число граждан пенсионного возраста превышает 3 миллиона. Ежемесячно государством им начисляются заработная плата и пенсии. Для полного выполнения подобных обязательств за прошедший период государству пришлось поддерживать ставку налога на добавленную стоимость на уровне 20 процентов.

В прошлогодней налоговой концепции предусматривалось снижение с 1 января 2019 года налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. В результате введена единая ставка налога на доходы физических лиц в размере 12 процентов. Ранее она составляла 22 процента. Отменены страховые взносы граждан в размере 8 процентов. С одной стороны, это приводит к ощутимому снижению поступлений в бюджет. Поэтому специалисты оценивали это изменение как огромный риск.

Однако благодаря дальновидной политике Президента Шавката Мирзиёева предприниматели, рационально воспользовавшись предоставленными налоговыми льготами, еще более оживили свою деятельность. В конечном итоге поступления от налога на доходы физических лиц в Государственный бюджет увеличились в два раза. В первой половине года дополнительно выявлена 571 тысяча налогоплательщиков. Если учитывать тот факт, что налог на доходы физических лиц является третьим видом налогов, формирующих Государственный бюджет, становится очевидным его важное значение.

Именно это и послужило мощным стимулом для принятия решения о снижении ставки налога на добавленную стоимость. Мы выдвигали предложение о введении 15-процентной ставки с 1 января 2020 года. Однако глава государства дал поручение внедрить эту практику с 1 октября и ввести в экономике льготы для бизнеса.

Благодаря снижению ставки налога на добавленную стоимость в распоряжении хозяйствующих субъектов по республике останется свыше 10 триллионов сумов оборотных средств.

– Расскажите о первоочередных мерах, стоящих перед субъектами предпринимательства в процессе внедрения 15-процентной ставки налога на добавленную стоимость в практику.

– По сей день согласно формуле, записанной в памяти контрольно-кассовых аппаратов, сохранялась 20-процентная ставка налога на добавленную стоимость за приобретенную продукцию. С 1 октября эта ставка установлена в размере 15 процентов, поэтому возникает необходимость в перепрограммировании контрольно-кассовых аппаратов. Будут внесены изменения в договора с неистекшим сроком действия. Кроме того, необходимо провести инвентаризацию каждого договора, подписанного субъектами бизнеса.

– Согласно указу ставка единого социального платежа снизилась с 25 до 12 процентов. Поделитесь своим мнением касательно внедрения и особенности этой системы.

– Начиная с этого года единый социальный платеж считается основным платежным источником, формирующим доходы внебюджетного Пенсионного фонда. Поэтому с начала года в целях сохранения единого социального платежа в процессе снижения налоговой нагрузки на заработную плату и предотвращения риска сокращения поступлений для предприятий с долей государства сохранилась ставка единого социального платежа в размере 25 процентов. Для других хозяйствующих субъектов эта ставка снижена до 12 процентов. На сегодняшний день в стране действуют 4 609 предприятий с долей государства. В них заняты почти 665 тысяч человек. Благодаря новой практике на их счету останется 2,7 триллиона сумов. Так, предприятия получат возможность развития своей деятельности, выплаты дополнительных средств своим работникам.

– Указом отменен действующий порядок приостановления операций по счетам предпринимателей. Следует отметить, что это станет темой обсуждения и отзывов в социальных сетях. Расскажите о значении этой практики.

– До настоящего времени в случае не предоставления предпринимателем в налоговые органы сведений о выручке приостанавливались операции по его счету в банке. Если в подобном случае предприниматель не обращался в налоговые органы, запрет длился неопределенное время.

Сейчас приостановлены операции по счетам в банках свыше 18 тысяч хозяйствующих субъектов. А это означает приостановление притока денежных средств в экономику.

Согласно указу Президента отныне установлено взаимодействие налоговых органов и предпринимателей. Если и дальше предприниматель будет продолжать скрывать свои доходы, в качестве последней меры будет установлено ограничение, срок которого не превысит 30 дней.

– Какие подходы на сегодняшний день разрабатываются в реализации налогового администрирования?

– Информационные технологии широко применяются во всех сферах жизни государства и общества, в частности, и в налоговой политике, и сфере контроля поступлений. Если не внедрить механизмы налогового контроля на основе информационных технологий, эти реформы не дадут ожидаемого эффекта. Это также повлечет за собой недостатки в формировании средств Государственного бюджета.

В этой связи в корне совершенствуется деятельность налоговых органов. Внедряются семь новых механизмов налогового контроля. Это – получение свидетельства налога на добавленную стоимость, внедрение электронной счет-фактуры груза, ввезенного на основе таможенной декларации, перевод учета предпринимательской деятельности на электронную форму, внедрение электронной транспортной накладной, контроль за грузовыми перевозками и внедрение онлайн контрольно-кассовых машин при реализации готовой продукции.

При внедрении подобной практики в налоговую систему изучался опыт таких стран, как Китай, Россия, Объединенные Арабские Эмираты. Это, в свою очередь, нацелено на обеспечение прозрачности налоговой системы.

Словом, реализуемая в стране налоговая политика, связанные с ней изменения значимы тем, что направлены на поддержку предпринимателей.

Источник