Предстоящие выборы в законодательную палату Олий Мажлиса, областные, районные и Кенгаши народных депутатов будут проходить в качественно новых политико-правовых и социально-экономических условиях. Данный процесс станет отражением прогрессивных демократических идей, воплощенных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017—2021 годах, инициированной Президентом Шавкатом Мирзиёевым. Пятилетняя стратегия обозначила начало нового этапа развития демократического, либераль
Новизна проявляется и в правовой базе выборов, и в подготовке к ним, а также в повышении политической и электоральной культуры граждан. В выборах 22 декабря текущего года примет участие свыше 20 миллионов избирателей, из них более двух миллионов молодых людей, которые проголосуют впервые.
Борьба в рамках закона
Важнейшим инструментом повышения политической и общественной активности граждан, выражения воли и мнения населения, в первую очередь при реализации выборных процессов, формировании органов госвласти в центре и на местах, являются политические партии. Они основные участники избирательного процесса. Почему?
Во-первых, именно партия выходит на политическую арену как сила, которая является сторонником и выразителем конкретных идей, четко представляет интересы своего электората. Именно благодаря многопартийности появились условия для борьбы за власть в рамках закона без потрясений, взрывов и антиконституционных действий.
Во-вторых, ни для кого не секрет, что во всем мире политические партии сохраняют свое значение в жизни общества прежде всего как основной инструмент, способ выражения воли избирателей. В силу своей организованности именно партии гораздо эффективнее действуют в вопросах мобилизации общественности вокруг решения тех или иных социально-значимых задач.
В-третьих, политические партии помогают избирателям ориентироваться на выборах, предлагая широкий спектр политических позиций и программ, при разработке которых они поддерживали контакт с общественностью. Для политически активных граждан политические партии это средство участия в государственной жизни и влияния на государственную политику.
Если обратимся к зарубежному опыту, то обнаружим, что законодательство ряда демократических государств Бельгии, Исландии, Латвии, Норвегии не предусматривает выдвижения кандидатов в порядке самовыдвижения (независимых кандидатов). В некоторых государствах законодательство определяет выдвижение кандидатов только избирателями (группами избирателей), однако на практике группы избирателей подменяются политическими образованиями (политическими группировками). К примеру, в Лихтенштейне при проведении парламентских выборов кандидаты должны быть выдвинуты группами избирателей в составе не менее чем 30 избирателей соответствующего избирательного округа. При этом кандидат должен проживать на территории данного избирательного округа. По смыслу законодательства о выборах группа избирателей не является и не должна быть политической партией, но на практике выдвижение кандидатов производится политическими партиями.
Кого могут выдвинуть кандидатом в депутаты? В Узбекистане институт выдвижения кандидатов в депутаты развивался последовательно, эволюционно, по мере повышения зрелости политических партий, политической и правовой культуры граждан. Если на парламентских выборах 1999 года в соответствии с законодательством право выдвижения кандидатов в депутаты имели политические партии, представительные органы власти и органы самоуправления граждан, на выборах 2004 года политические партии и инициативные группы, то в 2009 и 2014, 2019 годах данное право предоставлено только политическим партиям. Эти изменения в законодательстве показывают, что от выборов к выборам политическая борьба проходит уже на качественно новой основе, партии расширяют поле своей деятельности, растет их авторитет в обществе, а следовательно и их ответственность перед народом и страной.
В связи с этим предоставление права выдвижения кандидатов в депутаты только политическим партиям стало фактором развития многопартийной системы, усиления межпартийной конкуренции. Это дает избирателям выбор наилучшего пути устройства общества, способствует конструктивному соперничеству между партиями не только в законотворчестве, но и в принятии важнейших решений, направленных на дальнейшую либерализацию проводимых в стране реформ.
Демократия предполагает существование активных политических партий, которые выполняют ряд взаимосвязанных функций, имеющих важное значение в процессе демократического управления. Это участие и победа на выборах для получения определенной степени контроля над госорганами и учреждениями, олицетворение и выражение общественных интересов, выдвижение политических альтернатив, проверка политических качеств и подготовка политических лидеров, которые в будущем займут свое место в управлении обществом.
Принятие Избирательного кодекса в июне этого года дало мощный импульс повышению активности действующих в стране политических партий Движению предпринимателей и деловых людей Либерально-демократической партии Узбекистана, Демократической партии Узбекистана «Миллий тикланиш», Народнодемократической партии Узбекистана, Социал-демократической партии Узбекистана «Адолат». Известно, что особенностью предстоящих выборов является участие в них новой Экологической партии Узбекистана, которая является новичком среди политических игроков. В отличие от других партий, уже не раз участвовавших в избирательной кампании и имеющих опыт предвыборной борьбы, у этой партии еще не сформирована в полной мере организационная структура, нет опыта участия в выборах и использования современной тактики и политтехнологий в предвыборной кампании. Несмотря на это, в нынешних выборах она будет соперничать с другими партиями на равных условиях.
Согласно Избирательному кодексу, политические партии на предстоящих выборах в Законодательную палату имеют право выдвигать не 135, а 150 кандидатов от всех избирательных округов. Это связано с отменой парламентской квоты в 15 мест, которая прежде предоставлялась Экологическому движению. У избирателей появилась возможность поддерживать участие в выборах более одной партии. Законодательно закреплено, что они вправе ставить подпись в поддержку одной или нескольких политических партий.
Право на выдвижение кандидата в Президенты, кандидата в депутаты Законодательной палаты, кандидата в депутаты местных Кенгашей имеют политические партии. Выдвижение осуществляется высшими органами политических партий, порядок подбора кандидатов в депутаты определяется самими политическими партиями. При этом число женщин должно составлять не менее 30 процентов от общего числа кандидатов в депутаты, выдвинутых от политической партии. Политические партии правомочны выдвинуть кандидатом в депутаты членов своей партии или беспартийных. Таким образом, любой гражданин, в том числе беспартийный, также может стать кандидатом в депутаты, при этом полностью обеспечивается его право добиваться политических или государственных постов в личном качестве.
Кроме того, увеличено количество доверенных лиц кандидатов в депутаты: 10 для парламента, 5 областных Кенгашей, 3 районных и городских Кенгашей. Усилена также роль наблюдателей от политических партий в обеспече нии гласности и демократичности выборов. Они могут получатькопии документов о результатах выборов сразу после составления протокола избирательной комиссии по итогам подсчета голосов. Установлен порядок незамедлительного вывешивания на избирательном участке копии протокола участковой избирательной комиссии о подсчете голосов для все общего ознакомления на срок не менее чем 48 часов.
Можно ли подавать жалобу?
Кандидату или наблюдателю предоставлено право подавать жалобу относительно любого аспекта избирательного процесса, в томчисле запросить провести пересчет голосов или признать недействительными результаты выборов. Законодательно закреплено, что решения избирательных комиссий могут быть обжалованы органами политических партий, выдвинувшими кандидатов в депутаты, а также кандидатами в депутаты, доверенными
лицами, наблюдателями и избирателями в вышестоящую избирательную комиссию или в суд в течение десяти дней после принятия решения. Также решения ЦИК могут быть обжалованы в Верховном суде в течение десяти дней
после их принятия. Жалоба долж на быть рассмотрена в течение трех дней после ее поступления, а если до дня выборов осталось менее шести дней незамедлительно. Лица, подавшие жалобу, имеют право непосредственно участвовать при ее рассмотрении.
Все это важное новшество Избирательного кодекса, который способствует укреплению многопартийной системы, усилению межпартийной конкуренции, борьбы идей и программ. Это ключевое и необходимое условие демократии.
Право это ответственность Однако не стоит забывать, что любое право это и ответственность не только перед своим электоратом, но и перед народом страны. Каждая партия должна представить избирателям свою четкую, понятную программу действий по решению стоящих перед обществом проблем, через своих представителей в депутатском корпусе активно участвовать в формировании властных структур. Только та политическая партия, позиция, программа которой получит поддержку избирателей, может рассчитывать на достойное место в политической системе страны.
Следует отметить, что в первые годы независимости парламентская деятельность политических партий носила во многом формальный характер, политические фракции по собственной инициативе и без указки сверху не вырабатывали и не представляли цельного, важного законопроекта. В последующие годы в результате эволюционных преобразований законодательные нововведения создали условия для расширения полномочий партий и усиления их роли в модернизации и демократизации общества. Это проявляется и в том, что без учета мнений и предложений парламентских фракций (депутатских групп) не принимается ни один законодательный акт. В этой связи можно с уверенностью сказать, что современные законы это конкретный результат деятельности партий. Ведь они через свои фракции в парламенте отражают в принимаемых законах не только свои политические позиции и взгляды, а также широкий спектр интересов граждан страны.
Предстоящие выборы, которые пройдут на многопартийной основе, позволят партиям почувствовать настрой избирателей, определить рейтинг своей популярности. Для политических партий создан широкий простор для конкурентной борьбы. Однако задача партий не только участвовать в выборах, но и в том, чтобы привлечь избирателей к социальноэкономическим реформам, происходящим в обществе, воспитать в них гражданское чувство демократа, активно выступающего в защиту национальных ценностей, рожденных независимостью, политикой реформ и модернизации.
Политические партии страны накопили значительный опыт политической борьбы. Они концептуальным образом пересматривают методы и подходы в своей работе с электоратом, выбирают собственную стратегию, и здесь нет единой модели. Предпринимают меры, направленные на повышение активности и укрепление авторитета партийных групп для более эффективной работы по защите интересов электората в парламенте страны и в местных представительных органах власти. И это доказывается всем ходом подготовки к очередным парламентским выборам, которые покажут, насколько возросла политическая и электоральная культура политических партий и их сторонников.
Материал был опубликован в газете "Народное слово" №216 от 18 октябрьря 2019 года.
Следующее
В Узбекистане система высшего образования выходит на новый уровень развития
В Указе руководителя нашей страны «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года» выдвинуто требование по включению не менее 10 высших образовательных учреждений республики в первую 1000 позиций...
18.10.2019