Всемирный банк оценил экономическую ситуацию в Узбекистане

В отчете ВБ приводятся данные о либерализации валютного рынка, унификации курса валюты, установки рыночного ценообразования, а также о сокращении налоговой ставки как для юридических, так и физических лиц.

Согласно отчету Всемирного банка, рост инвестиций и увеличение потребления отразились на показателе реального ВВП - с 4,5 процента в 2017 году до 5,1 процента в 2018 году и далее до 5,3 процента в годовом исчислении в первом квартале 2019 года. Также прогнозируется, что при поддержке реформ, направленных на либерализацию экономики, к 2021 году он может достичь отметки в 6 процентов.

Годовая инфляция достигла пика в 20 процентов в начале 2018 года, а затем снизилась до 14,3 процента к декабрю, что привело к среднегодовому уровню в 17,5 процента к 2018 году.

Предполагается, что инфляционное давление сохранится в 2019–2020 годах. Этому способствует ряд причин:

- продолжающаяся либерализация административных цен, в том числе на энергоносители и воду;

- увеличение политики кредитования через государственные банки для поддержки роста инвестиций;

- повышение заработной платы населения.

Импорт машин и оборудования для модернизации процесса производства и импорт потребительских товаров для удовлетворения потребительского спроса в 2018 году увеличили дефицит счета текущих операций.

Прогнозируется, что валовой внешний долг к 2020 году незначительно сократится примерно до 39 процентов ВВП.

Также согласно отчету банка дефицит Госбюджета может составить около 1 процента ВВП после значительного снижения ставок акцизов, подоходного и налога на заработную плату. Государственный долг увеличится примерно до 25 процентов ВВП в 2020 году.

Меры по либерализации экономики позволили устранить некоторые существенные ограничения для бизнеса, такие как отсутствие иностранной валюты, высокие импортные пошлины и повышенные налоговые ставки, говорится в отчете.

Также приводится ряд мер, которые могут изменить нынешнюю экономическую ситуацию. Они включают:

- улучшение инвестиционного климата и расширенный доступ к кредитам;

- полное реформирование налогового администрирования;

- обеспечение прозрачности операций Государственного бюджета;

- реформирование прав землепользования и прав собственности в секторах промышленности, услуг и сельского хозяйства;

- реструктуризацию монопольных государственных предприятий и усиление требований к корпоративному управлению и финансовой отчетности;

- предоставление государственной поддержки экспортной ориентации (включая сертификацию качества ISO, снижение экспортных рисков, диверсификацию и вступление в ВТО).

Источник