Более того, в состоявшейся встрече в Посольстве Узбекистана в ФРГ с соотечественниками, проживающими в Германии, приняли участие представители узбекской молодежи, обучающиеся и работающие в немецких вузах, научно-исследовательских учреждениях и компаниях. До них доведены суть и значение Конституционной реформы, проводимой в Узбекистане.
В ходе переговоров с немецкой стороной были обстоятельно обсуждены текущее состояние и перспективы регионального взаимодействия в Центральной Азии, отношения между ЕС и странами региона, а также роль Брюсселя и Берлина в обеспечении устойчивого развития региона.
Говоря о региональном сотрудничестве, первый заместитель директора ИСМИ Акрамжон Неъматов отметил, что за последние годы наш регион претерпел кардинальную положительную трансформацию, которая обретает системный и необратимый характер. Благодаря последовательной политике открытости, добрососедства и поддержанию конструктивного диалога, Центральная Азия даже в условиях высокой турбулентности в мире остается пространством дружбы, доверия и взаимовыгодного сотрудничества.
Узбекистан с соседними странами – Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменистаном установил отношения стратегического партнерства, а с рядом из них они подняты на уровень союзничества.
Регион постепенно трансформируется в зону устойчивого экономического роста. Согласно прогнозу ЕБРР, в 2023 и 2024 годах объем ВВП стран Центральной Азии вырастет в среднем на 4,9 % и 5,4 % соответственно. Наряду с увеличением размера экономик растет и внешняя торговля стран Центральной Азии. Этот показатель только за последние 6 лет вырос в два раза, составив 200 млрд долл. в 2022 году.
При этом ЦА становится взаимосвязанным рынком, привлекает все больше инвесторов. За последние пять лет взаимная торговля между центральноазиатскими государствами выросла в два раза. На 45 % увеличился приток прямых иностранных инвестиций в регион, достигнув в 2022 году 40 млрд долл. Эти тенденции, как считают эксперты, свидетельствуют о росте устойчивости региона, его стабильности, поскольку по мере усиления торгово-экономической взаимозависимости растет также и готовность государств договариваться, решать все вопросы путем переговоров ради поддержания устойчивого развития.
Внедряются новые формы экономического сотрудничества. В частности, страны ЦА переходят от товарного обмена к совместным проектам промышленной кооперации, экспорту совместной продукции. В ряде стран региона налажен выпуск бытовой техники, открыты текстильные фабрики, запущено производство по сборке легковых автомобилей и автобусов, созданы совместные агрокомплексы, достигнуты договоренности по строительству Камбаратинской ГЭС-1, электростанций на реке Зарафшан. Формируются международные приграничные торговые зоны со всеми государствами Центральной Азии, создаются межстрановые инвестиционные компании. Запланирован запуск оптово-распределительных центров, строительство высокоскоростных железнодорожных маршрутов (Туркестан-Шымкент-Ташкент) и многое другое.
В настоящее время завершается ТЭО, и в самый ближайший период должно начаться строительство проекта века – ж/д “Китай-Кыргызстан-Узбекистан”.
Государства ЦА демонстрируют заинтересованность в участии в проекте строительства железной дороги «Термез-Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар». Данный маршрут откроет новый и наиболее короткий путь к рынкам Южной Азии.
Как подчеркнул первый заместитель директора ИСМИ, ЦА более консолидирована, устойчива перед внутренними и внешними вызовами, укрепляются её международная субъектность и имидж.
Ярким свидетельством этого является увеличение форматов Центральная Азия плюс, количество которых с 2017 года выросло с 4 до 10 диалоговых площадок. Это говорит о признании высокого уровня консолидации центральноазиатских государств.
Оценивая текущее состояние взаимоотношений между странами Центральной Азии и Европейским Союзом, Акрамжон Неъматов отметил, что политический диалог между двумя регионами вышел на качественно новый уровень. Активизировались контакты между руководством ЕС и лидерами стран Центральной Азии.
Укреплению отношений также способствуют налаженные механизмы взаимодействия. Особое место среди них занимает формат «Центральная Азия – ЕС», запущенный в 2008 году. Примечательно, что в 2022 году данный формат выведен на уровень глав государств. На регулярной основе проводятся встречи глав внешнеполитических ведомств, а также Диалог высокого уровня «ЕС-ЦА» по вопросам политики и безопасности.
Важным событием в развитии взаимодействия между ЕС и ЦА стало проведение 18 ноября 2022 года в Самарканде первой конференции по взаимосвязанности «ЕС-Центральная Азия»: глобальные ворота для устойчивого развития». В ходе мероприятия стороны обсудили вопросы развития сотрудничества ЕС и стран Центральной Азии в целях продвижения устойчивой взаимосвязанности, выработки скоординированных мер в поддержку «зеленого» развития и восстановления от последствий пандемии COVID-19.
ЕС является важным торгово-экономическим партнером региона. За последние 10 лет страны ЕС вложили в регион 120 млрд долларов инвестиций, что превышает 40 % от общего объема прямых иностранных инвестиций в регионе. На ЕС приходится более трети общего объема внешней торговли Центральной Азии.
Немецкие эксперты были едины во мнении, что в Германии по-новому оценивают геостратегическое значение Центральной Азии. В условиях усиления вызовов международному порядку, сотрудничество со странами региона «приобретает новую необходимость» и Берлин «твердо намерен» способствовать развитию взаимных отношений Евросоюза и ЦА. В частности, по мнению Уполномоченного МИД ФРГ по Восточной Европе, Кавказу и Центральной Азии М. Люттенберга, стратегическое географическое положение и молодое динамичное население центральноазиатского региона имеют важное значение для его дальнейшего развития. Отдельно оценивая актуальность региональной политики Ташкента в Центральной Азии, политик подчеркнул, что благодаря проактивной и конструктивной дипломатии Узбекистана в регионе удалось урегулировать многие спорные вопросы. В этой связи Узбекистан играет ключевую роль в сотрудничестве ФРГ со странами Центральной Азии.
По мнению немецкого дипломата, существуют трансрегиональные угрозы, которые затрагивают обе стороны. При этом такие механизмы ЕС как «Global Gateway» и «Зеленая Центральная Азия» способствуют их решению и наглядно демонстрируют твердое стремление двух регионов к стратегическому сотрудничеству.
Эксперты Института Европейской политики также высказали поддержку укреплению региональной интеграции стран ЦА. Отмечено, что разрешение возникающих вопросов между странами в ходе диалогов ведет к «процветающему обществу».
Аналитиками Германского общество внешней политики было отмечено, что приверженность государств ЦА демократическому пути развития и проведению независимой многовекторной внешней политики создают благоприятные условия для углубления взаимоотношении между Евросоюзом и центральноазиатскими странами.
В ходе «круглого стола» с депутатами парламентских фракций Бундестага Германии, организованном Посольством нашей страны в ФРГ, немецкая сторона отдельно отметила достижения в политической, экономической и социальной сферах в Узбекистане за последние годы.
Депутаты отдельно акцентировали внимание на Конституционной реформе в Узбекистане, особенно в сферах экологии, образования, административного управления и поддержки молодежи. В качестве «важнейшей задачи» укрепления взаимодействия предложили активизировать личные встречи на всех уровнях, прежде всего, по оказанию всяческого содействия в практической реализации преобразований.
Касательно перспективных направлений сотрудничества с ЕС, было подчеркнуто, что Узбекистан в первую очередь заинтересован в кооперации в таких сферах как цифровизация, транспортная взаимосвязанность и «зеленая экономика». Также Ташкент привержен открытому, системному и продуктивному диалогу в формате «Европейский союз — Центральная Азия» в интересах стабильности, устойчивого развития и процветания стран региона.