Центральная Азия становится основным транспортным хабом между Восточной Азией и Европой

Беспрецедентные итоги очередного Бишкекского саммита глав государств Узбекистана и Кыргызстана бесспорно войдут в историю отношений двух братских народов. Прошедшие в искренней, открытой и доверительной обстановке плодотворные переговоры вызывают огромный интерес, поскольку по их итогам были достигнуты конкретные договоренности по дальнейшему укреплению дружбы и добрососедства между нашими странами.

В этом ключе отдельное внимание обращают на себя заявления лидеров Узбекистана и Кыргызстана о необходимости активизации усилий по строительству железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан», которая может стать флагманским проектом в рамках инициативы «Один пояс, один путь».

Кроме того, накануне визита Президента Шавката Мирзиёева представители профильных министерств и ведомств двух стран заявили о подписании пошаговой «дорожной карты» по её реализации.

Мощным толчком продвижению данного проекта, безусловно, стало подписание Соглашения о сотрудничестве по проекту строительства железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» в ходе саммита ШОС в Самарканде 16 сентября 2022 г. 

Уже месяц спустя ведущие проектные институты Китая начали разработку технико-экономических обоснований строительства ж/д, завершение которых запланировано к I полугодию 2023 г.

Говоря о преимуществах строящейся магистрали, следует обратить внимание на следующее:

Первое, строительство железной дороги позволит интегрировать транспортно-логистическую инфраструктуру Центральной Азии в глобальную, а также расширит экономические возможности наших государств путём присоединения к морским торговым сетям. В этом ключе примечательным является заявление главы Кабмина Кыргызстана А.Жапарова о том, что при реализации проекта ж/д «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» ЦА станет южным ответвлением континентального моста Евразии и откроет доступ на рынки Восточной, Западной Азии и стран Ближнего Востока.

Вместе с тем ожидается, что данная магистраль значительно сократит протяжённость маршрута из Восточной Азии в Европу (на 900 км), а также сроки поставки грузов (на 7-8 дней).

Необходимо также отметить, что в результате строительства ж/д «Китай–Кыргызстан–Узбекистан» страны региона могут получить доступ к рынкам Юго-Восточной Азии путём его присоединения к трансафганскому транспортному коридору «Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар». Это превратит регион в один из важных звеньев международного транспортного коридора «Восток–Запад», а также увеличит возможности международного транспортного коридора «Север–Юг».

Достижение этих задач позволит региону стать не только транзитным коридором, но и выступать в качестве производственно–логистического хаба путем повышения экспортного потенциала всего центральноазиатского региона. В то же время перевозка товаров по железной дороге обеспечит региональный рынок необходимыми товарами, а также ускорит приток необходимых технологий для модернизации экономики центральноазиатских стран.

Второе, стоит особо подчеркнуть, что реализация проекта железной дороги предоставит Кыргызстану следующие возможности. В частности: 1) будут созданы дополнительные 20 тыс. рабочих мест; 2) увеличится объем перевозимых грузов до 15 млн тонн в год с доходами в 200 млн долл.; 3) Кыргызстан получит возможность разработать полезные ископаемые, залегаемые вдоль маршрута запланируемой ж/д (месторождения алюминия Сандык, железа Жетим–Тоо и др); 4) развитие смежных отраслей экономики, что увеличит объемы госбюджета и обеспечит социально–экономическую устойчивость братского государства.

Третье, Узбекистану, в свою очередь, строительство железной дороги позволит повысить транзитный потенциал, а также в перспективе стать одним из важных участников межконтинентального транспортного коридора, который обеспечит кратчайший сухопутный маршрут из Азии в Европу, а также расширит географию торговли со странами Восточной Азии и Европы.

В целом итоги государственного визита Шавката Мирзиёева в Бишкек продемонстрировали единую позицию глав государств-участников проекта по строительству железной дороги, что, в свою очередь, говорит о наличии твердой политической воли у лидеров Узбекистана и Кыргызстана в деле развития регионального и межрегионального взаимодействия.

В заключении следует отметить, что реализация проекта ж/д «Китай–Кыргызстан–Узбекистан» предоставит всем странам центральноазиатского региона доступ к рынкам ключевых игроков обширного Евразийского материка, а также откроет возможности для достижения устойчивого экономического роста и процветания Центральной Азии.

Жанибек Турдыбаев,

Ведущий научный сотрудник ИСМИ при Президенте Республики Узбекистан

Источник