Важным историческим событием этой недели во внешнеполитической деятельности Узбекистана стал визит Президента Шавката Мирзиёева в г. Нью-Йорк (США) для участия в 78-сессии Генеральной ассамблеи ООН. На мероприятии высокого уровня глава государства выступил с речью и выдвинул ряд значимых инициатив, имеющих как региональное, так и глобальное значение.
Одним из поднятых вопросов в выступлении Президента стали предотвращение экологических бедствий и адаптация к последствиям изменения климата.
В частности, было отмечено, что на фоне усиливающегося общепланетарного кризиса, вызванного глобальным потеплением, Центральная Азия, продолжающая борьбу с трагедией Аральского моря, становится одним из наиболее уязвимых регионов перед природными катастрофами.
В этой связи, Президент Узбекистана призвал мировое сообщество обратить большее внимание на чувствительность Центральной Азии к изменению климата, заявив, что это может привести к уменьшению стока двух крупных рек региона – Амударьи и Сырдарьи на 15%, снижению обеспеченности водой на душу населения на 25% и урожайности сельскохозяйственных культур на 40%.
Учитывая эту ситуацию, Президент поддержал учреждение должности Специального представителя Генерального секретаря ООН по водным ресурсам, создание Платформы водосберегающих технологий в Центральной Азии и налаживание системного сотрудничества в рамках принятой в регионе Программы «зеленого» развития.
В связи с этим, лидер Узбекистана выступил с инициативами принятия резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Центральная Азия перед лицом глобальных климатических угроз: солидарность во имя общего процветания», а также учреждения «Центральноазиатского климатического диалога».
Озвученные предложения главы нашего государства, несомненно, являются своевременными и актуальными для нашего региона учитывая тот факт, что изменение климата уже несёт новые риски для общего уклада жизни населения, флоры и фауны в Центральной Азии. По прогнозам экспертов дальнейшее повышение температуры может привести к радикальным и самое главное необратимым изменениям практически во всех сферах. Оно затронет экономику, энергетику, социальное развитие, сельское хозяйство.
Узбекистан, по мере своих возможностей, продолжает направлять усилия на ликвидацию последствий Аральской трагедии, которая является глобальной проблемой. Как подчеркнул Президент, в последние годы на высохшем дне Аральского моря на площади 1,7 млн гектаров созданы зеленые зоны с засухоустойчивыми растениями. Вместе с тем отмечалось, что для продолжения работы в этом направлении очень важна поддержка международного сообщества. И в этом плане все более активизируется сотрудничество по линии Узбекистан-ООН в сфере экологии и защиты окружающей среды.
Подписав Парижское соглашение в 2017 г. и ратифицировав его в 2018 г., Узбекистан, наряду с другими странами, обязался удерживать повышение средней глобальной температуры в мире до уровня значительно ниже 2 градусов по Цельсию. Наша страна поставила перед собой цели по снижению удельных выбросов парниковых газов на единицу ВВП на 35% к 2030 г. в сравнении с уровнем 2010 г. и по продолжению усилий по наращиванию адаптационного потенциала и снижению рисков неблагоприятного воздействия изменения климата.
Сегодня при участии агентств ООН в Узбекистане осуществляются около140 проектов на общую сумму $174,59 млн. Наиболее крупные из них – в области перехода к «зелёной» экономике в агропродовольственном секторе ($4,1 млн) и разработки национального плана адаптации к изменению климата ($1,2 млн).
Следует особо отметить, что сегодня экологические инициативы, озвученные Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым в рамках ООН, находят поддержку мирового сообщества и являются практическим вкладом в обеспечение стабильности и устойчивого развития. Так, если по инициативе Узбекистана в последние годы принято шесть специальных резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, то две из них непосредственно касаются экологических проблем.
Особенно высокую оценку заслуживает деятельность созданного по инициативе Республики Узбекистан под эгидой ООН Многопартнерского Трастового фонда по безопасности человека для региона Приаралья в соответствии со Специальной резолюцией 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 2018 г. Сегодня фонд предоставляет единую площадку для осуществления сотрудничества на национальном и международном уровнях для решения экологических и социально-экономических потребностей сообществ, проживающих в регионе Аральского моря, а также для ускорения усилий по достижению глобальных Целей в области устойчивого развития. Программы, поддерживаемые Трастовым фондом, уже помогли создать в регионе новые рабочие места, 45% которых заняли женщины. Трудоустройство расширило их возможности, улучшило доступ к услугам здравоохранения и повысило их благосостояние.
Другой значимой инициативой Ташкента является принятие в 2021 г. Специальной резолюции ООН об объявлении региона Приаралья зоной экологических инноваций и технологий. Следует отметить, что Приаралье стало первым регионом, которому Генеральная Ассамблея предоставила столь значимый статус.
Признавая проблему изменения климата и ее негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека, в республике совершенствуется национальная политика в области изменения климата, направленная на устойчивое развитие страны, сокращение энергоемкости и углеродоемкости национальной экономики.
Как подчеркнул Шавкат Мирзиёев в своей речи на 78-сессии ГА ООН, «стратегической задачей для нас остается адаптация основных отраслей экономики Узбекистана к изменению климата, достижение углеродной нейтральности и резкое увеличение доли «зеленой» энергетики».
Отрадно отметить, что основные экологические ориентиры страны определены рядом стратегических и программных документов, целью которых является обеспечение необходимого условия повышения уровня жизни и здоровья населения.
Самым важным из них является введение впервые в истории страны отдельной статьи об охране окружающей среды в обновленной Конституции Республики Узбекистана, где защита и обеспечение экологических прав граждан определяются конституционной обязанностью всех ветвей государственной власти. Впервые устанавливается право граждан на возмещение ущерба, причинённого вследствие нарушения экологического законодательства.
Принятые долгосрочные стратегии направлены на обеспечение экологической безопасности, рациональное использование природных ресурсов, внедрение новых, экологически чистых технологий в различные отрасли экономики. Среди них – концепции об охране окружающей среды до 2030 года и развития водного хозяйства на 2020-2030 гг., стратегии по переходу республики на «зеленую» экономику на период 2019-2030 гг., обращению с твердыми бытовыми отходами на период 2019-2028 гг. и другие.
Одним из вкладов в достижение заявленного страной обязательства станет постепенный переход к низкоуглеродной энергетике. В данном контексте в республике большое внимание уделяется внедрению возобновляемых источников энергии (ВИЭ). К 2026 г. планируется увеличить долю «зелёной» энергетики до 8000 МВт, что позволит сократить выбросы углекислого газа на 5 млн тонн. К 2030 г. энергоэффективность экономики планируется повысить вдвое, а долю возобновляемой энергии –до 40%.
В условиях дефицита водных ресурсов особый акцент делается на повышение эффективности водопользования. Так, по состоянию на 2013 г. водосберегающие технологии орошения сельхозкультур по республике были внедрены на общей площади 53,4 тыс. га. В результате реализации инициативы Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева о введении господдержки сельхозпроизводителей, внедривших водосберегающие технологии в 2017-2022 гг., данные площади были доведены до 1,0 млн га.
Отдельное внимание уделяется выстраиванию системы экологического образования в Узбекистане. В этих целях в 2019 г. принята Концепция развития экологического образования, предусматривающая формирование у молодого поколения экологических знаний, сознания и культуры, совершенствование науки в области экологии с привлечением инновационных технологий и повышение кадрового потенциала в сфере образования и охраны окружающей среды.
Одним из прорывных решений в данном направлении стало учреждение в 2023 г. по инициативе Узбекистана Центральноазиатского университета изучения окружающей среды и изменения климата для развития практического сотрудничества в области подготовки специалистов-климатологов. На его базе предполагается создать Научно-исследовательский институт по адаптации и смягчению климатических изменений, который будет проводить региональные научно-исследовательские работы в этой области, а также вырабатывать практические предложения в данной сфере.
В целом, выступление Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева на 78-сессии ГА ООН в очередной раз продемонстрировало приверженность республики в достижении целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 г. В данном контексте на фоне актуализации международной климатической повестки, взаимодействие Узбекистана и ООН в области изменения климата и продвижения «зеленой» экономики свидетельствует о признании страной острой необходимости решения экологических проблем. Используя нормативную базу, предусмотренную международными соглашениями, Узбекистан в последние годы добивается значительного прогресса в сокращении выбросов парниковых газов, повышении устойчивости к изменению климата.
В свою очередь, активное участие ООН и ее учреждений в многочисленных проектах по всему Узбекистану еще больше укрепляет решимость страны достичь глобальных климатических целей.
Шахноза Кадырова,
Главный научный сотрудник ИСМИ при Президенте Республики Узбекистан
Следующее
Первый заместитель директора ИСМИ принял участие в третьем форуме аналитических центров Китая и стран Центральной Азии
21-22 сентября 2023 г. в г.Сиане (КНР) состоялся третий форум аналитических центров Китая и стран Центральной Азии под девизом «Объединение усилий по созданию более тесного сообщества единой судьбы Китая и стран ЦА», организованный Институтом России, Восточной Европы и Центральной Азии (ИРВЕЦА)...
25.09.2023