Эксперт ИСМИ: Узбекистан выступает за расширение международного сотрудничества в сфере профессионального образования

- 24 июня Президент Узбекистана выступил в ходе Диалога высокого уровня по вопросам глобального развития в формате «БРИКС плюс», собравшем глав государств и правительств 18 стран мира.

Сразу хотелось бы отметить, что «БРИКС плюс» является уникальным мегарегиональным проектом, объединяющим динамично развивающиеся государства для активизации сотрудничества в широком спектре сфер и распространения новых моделей взаимодействия.

Примечательно, что лидер Узбекистана принимает участие в подобном формате впервые. Это, в свою очередь, свидетельствует об укреплении позиций и авторитета нашего государства на международной арене, которое вносит весомый вклад в глобальную повестку и задает темп поступательному региональному развитию.

Наряду с основными направлениями сотрудничества, озвученными в ходе выступления главы нашего государства, непреложное значение представляет развитие человеческого капитала посредством выстраивания конструктивного взаимодействия в области образования.

В данном контексте Президент Шавкат Мирзиёев подчеркнул заинтересованность в подключении Узбекистана к таким образовательным программам БРИКС, как Лига университетов и Сетевой университет, обозначив важность расширения сотрудничества в сфере профессионального образования и молодежной политики.

Стремление к выстраиванию международного сотрудничества в этом направлении неслучайно, поскольку в Узбекистане уделяется огромное внимание совершенствованию образовательного сегмента. На сегодняшний день в стране создаются все более широкие возможности для развития промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг, строительства и других отраслей, открываются новые предприятия.

В целях обеспечения их квалифицированными рабочими и специалистами осуществляется трансформация системы высшего и среднего специального образования. В регионах созданы моноцентры «Ишга мархамат», в которых молодежь обучается востребованным профессиям. Ведется работа по внедрению новой системы адаптации профессионального образования к современным требованиям.

В частности, в Стратегии развития Нового Узбекистана также определены очередные шаги в данном направлении – предоставить каждому возможность овладеть профессией, сократить бедность в два раза. Для этого у страны есть все ресурсы. Например, в одном только 2022 году реализуется более 9 тысяч крупных и средних проектов на общую сумму 16 миллиардов долларов, для которых необходимы около 300 тысяч квалифицированных работников.

Тем не менее, сегодня существует ряд объективных проблем, в числе которых изменения на рынке труда, связанные со снижением спроса на низкоквалифицированный труд в условиях перехода к цифровой экономике, нехватка профессиональных учебников и литературы, устаревание учебных программ и др.

В этой связи многообещающим и перспективным направлением выступает взаимодействие со странами БРИКС в сфере образования, прежде всего из-за общности вышеуказанных проблем, с которыми также сталкиваются члены данного объединения.

В ходе работы по преодолению этих проблемных вопросов важную роль может сыграть использование накопленного в странах БРИКС передового опыта и развитие между ними плодотворного сотрудничества, которое проводится по линии министерств образования стран-участниц и напрямую между образовательными учреждениями.

На этом фоне наиболее успешными инициативами в рамках объединения стали создание Сетевого университета БРИКС и Лиги университетов стран БРИКС, которые призваны осуществлять совместные исследования и совместную подготовку высококвалифицированных специалистов для крупнейших университетов стран БРИКС.

Являясь региональными международными университетскими союзами и важной платформой сотрудничества, по охватываемой территории и населению они не имеют себе равных и обладают широкими перспективами и пространством для развития.

Присоединение Узбекистана к данным проектам позволит изучить и внедрить опыт, имеющийся у отдельных стран БРИКС. В частности, усовершенствовать систему профессионально-технического образования, обменяться концепциями и методами для регулирования спроса и предложения на рынке профтехобразования, расширить возможности академических обменов между преподавателями и исследователями.

Более того, это также даст возможность перенять лучшие практики государств БРИКС в сфере внедрения инструментов онлайн-образования, а также унифицирует образовательные платформы для обеспечения беспрепятственного доступа к накопленным знаниям.

Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что взаимодействие Узбекистана со странами «БРИКС плюс» открывает новые горизонты для расширения взаимовыгодного  сотрудничества в области развития человеческого капитала, фундаментом которого выступает сфера профессионального образования.

Источник