Об итогах саммита наша редакция попросила рассказать заместителя директора Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан Санжара Валиева.
– Санжар Алимхонович, расскажите, пожалуйста, подробнее о платформе P4G и в чём заключается её значимость?
– Платформа «Партнёрства ради зелёного роста и глобальных целей – 2030», также известная, как «P4G» (Partnering for Green Growth and the Global Goals) – это глобальная инициатива, выдвинутая Правительством Дании в 2017 году на Генеральной Ассамблее ООН для решения задач, связанных с изменениями климата, а также достижения целей устойчивого развития ООН и Парижского соглашения по климату.
До недавнего времени государствами-партнёрами «P4G» являлись 12 стран, в числе которых Дания, Нидерланды, Республика Корея, Южная Африка, Чили, Колумбия, Мексика, Бангладеш, Вьетнам, Индонезия, Кения, Эфиопия.
Первый саммит «P4G» состоялся в октябре 2018 года в Копенгагене. Второй саммит «P4G», проведённый в Сеуле, приурочен к 10-летию создания Глобального института зелёного роста, который является одним из партнёров данной инициативы.
Нынешний саммит стал по особенному своевременным из-за пандемии коронавируса и активизации климатической повестки в мире. В этом плане формат «P4G» является перспективным механизмом многостороннего экологического сотрудничества.
На это указывает и представительный состав участников саммита, охватившего 47 глав и высокопоставленных представителей различных стран и 21 руководителя международных организации, в числе которых премьер-министр Китая Ли Кэцян, канцлер Германии Ангела Меркель, премьер-министр Великобритании Борис Джонсон, президент Франции Эммануэль Макрон, постоянный председатель Европейского союза Шарль Мишель, генеральный секретарь ООН Антонио Гуттериш.
– Какие вопросы были обсуждены в ходе саммита? Насколько успешными можно считать его итоги?
– Мероприятие проходило под девизом «Инклюзивное экологическое восстановление на пути к углеродной нейтральности». В течение двух дней саммита были рассмотрены вопросы преодоления последствий изменения климата, «зелёного» восстановления после пандемии, обеспечения углеродной нейтральности, достижения Целей устойчивого развития ООН и выполнения положений Парижского соглашения по климату.
Затрагивались такие насущные вопросы, как укрепление практического сотрудничества в области сельского хозяйства, использования водных ресурсов, развития энергетики и циркуляционной экономики.
По итогам принята Сеульская декларация, в которой участники саммита признали, что климатический кризис является глобальной угрозой, оказывающей влияние не только на экологию, но и на экономику, социальные вопросы, безопасность и права человека.
В документе зафиксирована договорённость укреплять международное сотрудничество в целях содействия энергетическому переходу за счёт увеличения доли возобновляемых источников энергии, таких как солнце и ветер.
Среди конкретных мер упоминаются поэтапный отказ от существующих угольных электростанций и прекращение государственного финансирования строительства таких электростанций за рубежом, а также содействие использованию чистого водорода.
Можно сказать, что саммит стал важнейшим этапом в подготовке к успешному проведению 26-й Конференции ООН по изменению климата, запланированной на ноябрь этого года в шотландском Глазго.
– Возвращаясь к Узбекистану, какие усилия на сегодняшний день предпринимаются в стране по борьбе с изменением климата?
– Узбекистаном принимаются комплексные меры, направленные на адаптацию к изменению климата. Прежде всего, следует отметить принятую Стратегию по переходу на «зелёную» экономику, в рамках которой планируется довести долю возобновляемых источников энергии до 25% от общего объёма генерации электроэнергии. Была утверждена Программа развития возобновляемой и водородной энергетики в целях декарбонизации промышленности и транспорта.
Также реализуется Концепция охраны окружающей среды до 2030 года, направленная на рациональное использование природных ресурсов, улучшение санитарной и экологической обстановки в стране.
Кроме того, в рамках Парижского соглашения, мы обязались сократить выбросы парниковых газов на единицу ВВП на 10% к 2030 году. Важнейшим шагом к «зелёному» восстановлению мы считаем внедрение «цикличной модели экономики», основанной на переходе к «зелёной» экономике. Это далеко не полный перечень тех мер, которые предпринимаются нами в последние годы.
– В ходе выступления на саммите Президент Шавкат Мирзиёев выдвинул ряд важных инициатив. Не могли бы Вы прокомментировать их?
– Во-первых, глава нашего государства обозначил приоритетной целью для взаимодействия широкое внедрение «зелёных» технологий, а также минимизацию последствий катастрофы Аральского моря во взаимодействии с международными организациями.
Переход к «зелёному восстановлению» и достижение целей устойчивого развития в Центральной Азии невозможны без смягчения последствий катастрофы Аральского моря, которая уже обрела общепланетарный масштаб.
Недавнее объявление Генассамблеей ООН Приаралья зоной экологических инноваций и технологий будет способствовать достижению целей устойчивого развития в этом регионе. С принятием резолюции открываются хорошие перспективы для мобилизации большого потенциала международных организаций, государств-доноров и общественных групп к решению накопившихся в регионе проблем.
За последние несколько лет Узбекистан совместно с международными партнёрами реализовал в зоне Приаралья ряд важных проектов, в том числе при сотрудничестве с Глобальным институтом зелёного роста. Мы надеемся, что теперь проекты по Приаралью смогут на системно основе привлекать гранты на глобальном конкурсе предложений партнёрства P4G. Механизмы и инструменты этой площадки могут быть очень полезными для поддержки проектов государственно-частного партнёрства.
Каждый год партнёрство «P4G» организует глобальный конкурс предложений. Выигравшие проекты получают финансирование в размере до одного миллиона долларов. Поэтому наличие такое площадки будет носить очень весомый вклад в те усилия, которые мы прилагаем в развитие зоны экологических инноваций и технологий в Приаралье.
Во-вторых, Шавкат Мирзиёев подчеркнул готовность страны двигаться к достижению углеродной нейтральности за счёт развития «зелёной» энергетики.
Следует отметить, что на фоне возникающих тенденций по развитию ВИЭ в мировой экономике, Узбекистан активно предпринимает шаги по внедрению в стране технологий «зелёной» энергетики. Принятые в мае 2019 года законы «Об использовании возобновляемых источников энергии» и «О государственно-частном партнёрстве» создают нормативно-правовую основу для ускорения реализации проектов ВИЭ в стране.
Для достижения целевых показателей предусмотрено строительство порядка 10 ГВт новых объектов ВИЭ, в том числе 5 ГВт солнечных, 3 ГВт ветровых и 1,9 ГВт гидроэлектростанций. В этих целях наблюдается активное привлечение иностранных инвестиции и расширение сотрудничества с зарубежными странами.
В данном контексте, одной из ключевых инициатив, озвученных главой Узбекистана на саммите, стало проведение в следующем году международной конференции «Зелёная энергетика для развивающихся стран».
Проведение данной конференции с участием стран P4G, безусловно, послужит развитию научного потенциала созданных исследовательских институтов, позволит изучить опыт развитых стран в разработке технологий «зелёной» энергетики и определить перспективы их трансфера в развивающиеся страны для преодоления технологических «разрывов».
Подобная инициатива также будет способствовать изучению потенциала Узбекистана и стран Центральной Азии в привлечении инвестиций в модернизацию энергетики, разработке стратегических подходов дальнейшего развития отрасли в регионе.
В-третьих, Президент Узбекистана предложил запустить Специальную программу по привлечению молодёжи к построению «зелёной» экономики для формирования культуры «зелёного» потребления.
Основная цель озвученной инициативы заключается в создании благоприятных условий для самореализации молодёжи, желающей внести свой вклад в «зелёное» будущее, устойчивое развитие и процветание. Для этого важно активизировать усилия по повышению знаний, заинтересованности и вовлечённости молодёжи во внедрение моделей и практик «зелёного» потребления.
Следует отметить, что «зелёные» программы по привлечению молодёжи в рамках «P4G» по построению экологически чистой экономики позволят в перспективе нарастить научно-исследовательский потенциал стран-партнёров данной платформы и создать благоприятные условия для подготовки качественно нового поколения квалифицированных кадров в области «зелёного развития».
В-четвёртых, будучи сторонником тесного регионального и международного сотрудничества наша страна выступает за совместные усилия в решении вопросов «зелёного» восстановления и борьбе с изменением климата.
В этих целях, глава Узбекистана выразил готовность присоединиться к партнёрству «P4G» и стать его полноправным участником. Данный шаг позволит нам расширить практическое взаимодействие в рамках этой важной международной экологической платформы.
Узбекистан, участвуя в этом мероприятии, ещё раз показал, что не останется в стороне от процесса перехода на «зелёное» развитие и намерен ускорить «озеленение» практически всех отраслей нашей страны. Здесь мы, конечно же, исходим из понимания того, что основные инвестиционные потоки уже в ближайшем будущем будут направляться исключительно в зелёные технологии.