29 августа Кабинет Министров Республики Узбекистан принял постановление «О мерах по восстановлению экономического роста в 2020-2021 годах и продолжению системных структурных реформ в отраслях экономики». Документом утвержден План практических действий, который включает в себя анализ социально-экономических последствий распространения пандемии коронавируса, основные меры, предпринятые руководством страны для поддержания населения и экономики в кризисный период, а также этапы восстановления и прогнозируемые итоги 2020 года.
Прокомментировать План практических действий и «Дорожную карту» реализации мер по восстановлению экономического роста и продолжения экономических реформ корреспондент ИА «Дунё» попросил главного научного сотрудника Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан, доктора экономических наук Дмитрия Тростянского:
– Принятие данного программного документа является особенно важным и своевременным событием для страны, свидетельствует о наличии у правительства всеобъемлющей стратегии, целостного видения путей преодоления социально-экономических последствий пандемии коронавируса, что уже само по себе является важным условием эффективной борьбы с негативными последствиями пандемии, – сказал эксперт. – Способность принятия адекватных современному состоянию решений и обеспечения их своевременной и эффективной реализации является ключевым фактором, определяющим результативность преобразований, осуществляемых государством. От их скоординированности и гарантированности продолжения намеченного курса зависит достижение конечных показателей и, соответственно, баланс необходимых для этого ресурсов.
В этой связи основной целью принятого пакета документов стали восстановление инвестиционной и внешнеэкономической активности субъектов хозяйствования, а также создание условий для дальнейшего углубления экономических реформ как непременного условия преодоления негативного влияния пандемии коронавируса на социально-экономическое развитие Узбекистана.
Наряду с этим не менее важным, а даже более актуальным является скорейшее решение социальных проблем, вызванных коронавирусной инфекцией и карантином - сокращение рабочих мест и снижение доходов населения. Целевая антикризисная стратегия предусматривает реализацию комплекса институциональных и социально-экономических мероприятий, направленных на решение этих важнейших задач.
Так, особое внимание в программе уделяется реализации макроэкономической политики, ориентированной на обеспечение в 2020 году дальнейшего развития базовых секторов экономики, а с 2021 года устойчивого экономического роста на уровне 5,0-5,5 процента.
Важно то, что ключевая роль в обеспечении результативности реформ отводится стабилизации внешнего долга и установлению жёсткого контроля за эффективностью использования заемных средств на основе сдерживания фискальных расходов и всемерного стимулирования частных инвестиций, планированию бюджетных расходов на реальном уровне.
Немаловажное значение имеет и тот факт, что в этот сложный период республика не отказалась от продолжения реформирования банковской системы, направленного на достижение коренных преобразований и превращения сферы в современный механизм. Установлено, что работа по повышению инвестиционной привлекательности банков и внедрению новых стандартов банковского обслуживания будет проводиться неуклонно.
Среди важных приоритетов правительство также определило совершенствование промышленной и конкурентной политики. Тут главной целью является стимулирование внутреннего спроса на продукцию отечественных производителей, развитие кооперативных отношений, а также дальнейшее реформирование предприятий стратегических отраслей. Именно от их эффективного функционирования зависит состояние государственного бюджета, насыщение внутреннего рынка различными видами продукции и около 70 процентов объема экспортных поставок на внешние рынки. Что особенно важно, в программе предусмотрены меры по стимулированию внешнеэкономической деятельности и поддержки предприятий-экспортеров.
В связи со снижением инвестиционной активности на мировом рынке капитала и оттока инвестиций из развивающихся стран особое внимание в постановлении уделяется интенсификации инвестиционных процессов, прежде всего за счет расширения внутренних ресурсов, путем стимулирования местных инвесторов в реализации проектов по организации производств с высокой добавленной стоимостью.
Для формирования благоприятной конкурентной среды, снижения уровня коррупции и теневой экономики предусматривается расширение участия частного предпринимательства в системе государственных закупок, а также дальнейшего развития малых промышленных зон в регионах республики. Это позволит создать дополнительные рабочие места и повысить уровень доходов населения.
Что особенно важно, так это то, что правительство определило конкретные механизмы, призванные обеспечить достижение поставленных целей, мониторинг и контроль качества реализуемых мер. В частности, постановление предусматривает возложение обязанностей по его реализации на конкретные структурные подразделения органов государственного и хозяйственного управления, которые несут персональную ответственность за обеспечение своевременного и качественного выполнения плана действий и соответствующих мер в «Дорожной карте». В качестве уполномоченного органа утверждено Министерство экономического развития и сокращения бедности, которое на систематической основе должно обеспечить объективный анализ реализации мероприятий «Дорожной карты» по отраслям, а также по регионам и оценить их влияние на достижение конечных целей и реализацию задач, изложенных в плане действий.
Необходимо отметить, что реализуемые правительством меры по смягчению негативных последствий коронавируса на экономику и уровень жизни населения находят широкую поддержку у международных финансовых организаций. Так, Исполнительный совет МВФ одобрил выделение 375 миллионов долларов США в рамках механизма быстрого кредитования и инструмента быстрого финансирования для поддержки борьбы Узбекистана с пандемией COVID-19. Всемирный банк также утвердил пакет финансирования на сумму 95 миллионов долларов для поддержки экстренных мер, смягчающих последствия пандемии коронавируса для здоровья и благосостояния граждан Узбекистана. Средства направлены на улучшение национальной системы здравоохранения, а также поддержку малоимущих и уязвимых слоев населения, пострадавших от экономического кризиса, спровоцированного пандемией.
Кроме того, в целях борьбы с кризисом, вызванным распространением COVID-19, система ООН в Узбекистане приступила к реализации Совместной программы с бюджетом в 1 миллионов долларов, направленной на смягчение негативного воздействия на наиболее уязвимые группы населения.
Несомненно, данное постановление свидетельствует о четком и своевременном реагировании правительства на современную социально-экономическую ситуацию, обусловленную пандемией коронавируса. Оно содержит комплекс конкретных мероприятий и механизмов их реализации, которые позволят достичь намеченных целей по восстановлению и дальнейшему реформированию экономики Узбекистана в посткризисный период.
Источник