Конституция служит прочной правовой основой для коренных преобразований, фундаментом построения в стране правового демократического государства, сильного гражданского общества, экономики, основанной на свободных рыночных отношениях и приоритете частной собственности, создания для нашего народа мирной и благополучной жизни, обретения Узбекистаном достойного места на международной арене.
За истекшие четыре года по инициативе Президента Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева создана широкая правовая основа для обеспечения дальнейшей модернизации системы государственной власти и управления, либерализации экономики, демократизации судебно-правовой системы, повышения уровня социальной защиты и улучшения благосостояния населения.
Как отметил Глава государства в своем Праздничном поздравлении в связи с Днем конституции 7 декабря 2021 года, «Все мы хорошо знаем и высоко ценим то, что Конституция, являющаяся Основным законом нашей жизни, служит прочным правовым фундаментом всех наших успехов и достижений в годы независимости. Опираясь на нашу Конституцию, мы пять лет назад приняли Стратегию действий и начали широкомасштабные реформы, направленные на построение Нового Узбекистана.
За прошедший короткий период кардинально изменились политико-правовая, социально-экономическая, культурно-духовная сферы жизни нашего общества. Независимость и открытость, верховенство закона, взаимовыгодное сотрудничество с мировым сообществом стали основным направлением политики нашего государства».
За этот период принято около 300 законов Республики Узбекистан, более 4 тысяч указов и постановлений Президента, более 15 концепций по развитию конкретных сфер государственного и общественного строительства, социально-экономического развития страны. Надо отметить, что в эти пять лет количество ежегодно принимаемых законов увеличилось в 2,5 раза по сравнению с дореформенным периодом. Из 15 законов, внесших поправки в Конституцию 8 было принято в последние 4 года.
История разработки и принятия самого важного документа – Основного Закона страны.
Отметим, что становление подлинного конституционализма в Узбекистане не следует связывать исключительно с принятием Конституции Республики Узбекистан в 1992 году. На самом деле, этот процесс начался до фактического обретения республикой государственной независимости – уже на первой сессии Верховного Совета Узбекистана XII созыва, состоявшейся в марте 1990 года депутаты поставили вопрос о разработке новой конституции.
На второй сессии 20 июня 1990 года была принята «Декларация о суверенитете» и создана Конституционная комиссия. Принятие данного документа повлекло за собой глубокие изменения в политической жизни Узбекистана, в организации государственной власти.
С создания этой Комиссии, в которую вошли ведущие ученые, специалисты, общественные деятели, представители регионов, а также ведущих отраслей народного хозяйства, деятели культуры (всего 64 чел.) началась кропотливая работа над проектом Основного закона страны.
Первое заседание Конституционной комиссии состоялось 21 апреля 1991 года под председательством первого Президента республики Ислама Каримова. На встрече была создана рабочая группа по разработке проекта и вспомогательные (малые) подгруппы (всего 6 подгрупп), к работе которых были подключены десятки специалистов в области права, государственного строительства, а также утвержден план работы комиссии. При разработке проекта Основного закона комиссия опиралась на основополагающие международно-правовые акты, конституционное право развитых демократических стран, а также исторический опыт нашего народа.
На основе Концепции, разработанной Рабочей группой и утвержденной Комиссией, уже к октябрю-ноябрю 1991 года был подготовлен первый вариант Конституции, состоящей из 158 статей.
В результате напряженной работы Комиссии был подготовлен еще второй, а затем и третий вариант проекта Конституции, который по решению Конституционной Комиссии и был 26 сентября 1992 г. опубликован для всенародного обсуждения. Это обсуждение стало поистине всенародным и не только по форме, но и по содержанию. В Комиссию со всей страны поступали тысячи предложений и замечаний от представителей самых разных слоев населения, организаций, учреждений, предприятий, образовательных учреждений, простых граждан.
Около двух с половиной месяцев документ перерабатывался с учетом замечаний и предложений граждан республики, а 21 ноября 1992 года проект Конституции, доработанный Комиссией, был вновь опубликован для дальнейшего обсуждения народом. По мнению экспертов, особенность Конституции Узбекистана заключается в том, что она, дважды пройдя всенародное обсуждение, обогатилась выражением воли и желаний народа. В ходе всенародного обсуждения по проекту Конституции было высказано всего более 6 тысяч предложений и мнений. По итогам всенародного обсуждения, а также в ходе рассмотрения проекта в Верховном Совете в проект Конституции было внесено около 100 изменений и дополнений, которые значительно усилили ее демократические начала.
Следует отметить, что кроме общественного суждения, проект конституции прошел также и зарубежную экспертизу со стороны специалистов из развитых стран и международных организаций. Иностранные эксперты отметили демократичность и гуманность проекта документа, закрепившего основополагающие общечеловеческие ценности и демократические принципы в соответствии с передовыми международными стандартами.
После активного обсуждения проекта Конституция Республики Узбекистан принята 8 декабря 1992 года на одиннадцатой сессии Верховного совета Республики Узбекистан двенадцатого созыва, которая состоит из преамбулы, 6 разделов, 26 глав, разделённых на 128 статей. Следует отметить, что по состоянию на 2021 г. поправки в Основной закон вносились 15 раз.
Главное значение Конституции состоит в том, что она заложила правовой фундамент независимого развития, определила суть, цели вновь строящегося государства, общественно-политического, социально-экономического, гуманитарного развития страны.
Конституция Узбекистана вобрала в себя самые современные демократические ценности, результаты глубокого анализа международной практики конституционного строительства развитых демократических государств.
Положения Основного закона страны реализуют принципы основополагающих международных документов, лежащих сегодня в основе деятельности любого демократического государства: Устав ООН; Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт о гражданских и политических правах; Конвенция о политических правах женщин; Международная Конвенция «О ликвидации всех форм расовой дискриминации» и др. Узбекистан присоединился к более 70 важнейшим международным актам по правам человека.
Вместе с тем, задачи модернизации страны, строительства Нового Узбекистана на основе принципа «Инициатор реформ – само общество», обуславливают необходимость проведения конституционных реформ.
Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев в своём выступлении на церемонии инаугурации 6 ноября 2021 г. отметил: «В ходе предвыборных встреч всех кандидатов представителями электората было выдвинуто еще одно важное предложение, которое востребовано самой жизнью и продиктовано логикой наших преобразований. Это проведение конституционной реформы в стране. Как показывает мировая практика, во многих государствах в период кардинальных перемен были осуществлены конституционные реформы. Поэтому, еще раз посоветовавшись с сенаторами и депутатами, широкой общественностью, народом, изучив мировой опыт конституционного строительства, мы должны тщательно продумать вопрос о совершенствовании основного закона, определяющего нынешнее и будущее развитие страны».
Следует отметить, что реформы, проводимые в стране в сфере государственного и общественного строительства, судебно-правовой системы, экономического и социального развития, международных отношений и безопасности основываются исключительно на правовой, Конституционной основе.
В целях реализации задач, отраженных в Стратегии развития Нового Узбекистана и имеющих важное значение в построении справедливого, действительно народного государства, прежде всего будут необходимы конституционная основа и еще более прочная законодательная база. В этом смысле важной задачей становится гармонизация Основного закона с современными реалиями нашего общества, сутью наших последовательных реформ, а также создание прочного правового фундамента Стратегии развития Нового Узбекистана.
Стратегия развития Нового Узбекистана включает в себя следующие самые важные направления:
- сохранение мира и стабильности в стране;
- укрепление атмосферы дружбы и согласия между гражданами и нациями;
- дальнейшее развитие духовного мира народа;
- защита прав и свобод, законных интересов каждого жителя Узбекистана, независимо от его нации, языка и религии, обеспечение их гарантированными источником дохода, медицинскими услугами и жильём, качественным образованием;
- сокращение бедности и социальная защита нуждающегося населения;
- повышение авторитета и имиджа страны на международной арене.
Исходя из вышеизложенного, далее следует не менее важный период формирования демократической государственности – совершенствование системы государственного управления в соответствии со все более возрастающими требованиями времени, изменениями в укладе жизни общества, политическим и социально-экономическим развитием. Эти факторы и обуславливают необходимость продолжения конституционных реформ, что и происходит в настоящее время.
Фариза Рамазонова,
Ведущий научный сотрудник ИСМИ
При Президенте Республики Узбекистан