Характерной особенностью саммита стало то, что лидеры наших стран не ограничились подписанием Совместного заявления, а впервые вышли на этап принятия важных стратегических документов.
В этом ключе стоит отдельно отметить «Дорожную карту» по развитию регионального сотрудничества на 2022-2024 годы, которая включила в себя ранее выдвинутые в предыдущих Консультативных встречах инициативы и предложения всех сторон. Это свидетельствует о серьезном прорыве в региональных отношениях и настроенности лидеров стран Центральной Азии к практической реализации идеи взаимосвязанности нашего региона.
Другим немаловажным документом является Концепция взаимодействия государств Центральной Азии в рамках многосторонних форматов. Документ консолидирует страны Центральной Азии в рамках выстраивания сотрудничества с международными и региональными организациями. Открывает новые перспективы для динамичного и устойчивого развития региона как единого целого.
При этом важно подчеркнуть, что основными целями и задачами Концепции является укрепление координации и усиление позиций государств региона во взаимоотношениях с внешними партнёрами, в том числе в рамках форматов «Центральная Азия+», а также определение приоритетных направлений регионального сотрудничества и развития, выработка и реализация новых подходов к ключевым вопросам сотрудничества.
Более того, знаковым событием стало принятие Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве стран Центральной Азии в XXI веке. По сути этот документ ознаменовал новую веху в деле устойчивого развития региона и будет консолидировать усилия стран Центральной Азии в обеспечении прочного мира и создании благоприятных условий для устойчивого и поступательного развития в регионе.
Важно отметить, что во всех этих документах именно сотрудничество в экономической сфере предопределено приоритетом, имеющим стратегический характер.
При этом наращивание общеэкономического потенциала региона предусматривается за счет придания динамики региональной торговле, инвестиционному сотрудничеству, развития промышленной кооперации, внедрения инноваций и цифровых технологий.
И это закономерно, поскольку именно эти сферы представляют интерес и являются драйверами экономического роста, играют ключевую роль в реализации потенциала региона Центральной Азии.
Здесь важно отметить, что благодаря твердой политической воле и общим усилиям лидеров государств Центральной Азии за последние годы удалось придать существенную динамику экономическому сотрудничеству и качественно повысить уровень регионального взаимодействия. Так, за 5 лет объёмы внутрирегионального товарооборота увеличились в два раза. Также динамично растет внерегиональная торговля стран Центральной Азии. Она выросла на 54% и составила 167 млрд. долл. Наши страны демонстрируют высокие темпы роста, составившие по итогам 2021 года в совокупности более 6%.
Не случайно Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в своем выступлении первым приоритетом сотрудничества обозначил экономическое измерение. При этом он подчеркнул, что «несмотря на положительную динамику потенциал торгово-экономического сотрудничества наших стран все еще остаётся нераскрытым. Сегодня на внутрирегиональную торговлю приходится по разным оценкам 5-10% от общего товарооборота стран региона».
С уверенностью можно сказать, что логическим продолжением продвижения общеэкономического сотрудничества станут выдвинутые Руководством Узбекистана ряд приоритетных экономических инициатив, в частности:
Во-первых, активное внедрение новых форм и механизмов стимулирования взаимной торговли посредством создания системы зон приграничной торговли с унифицированными правилами и упрощенными процедурами поставок товаров. Сегодня в условиях сбоя глобальных и региональных цепочек поставок продукции, ограничений технологических и инвестиционных возможностей из-за усиливающейся «санкционной войны», роста цен на сырье и полуфабрикаты взаимодействие в этом направлении становится очень важным.
Во-вторых, продвижение совместных проектов промышленной кооперации посредством выработки общих подходов к формированию Центральноазиатского пространства промышленной локализации и импортозамещения на основе национальных программ индустриального развития. Она позволит нашим бизнес-кругам создавать производства, используя конкурентные преимущества и фактор взаимной дополняемости экономик стран региона.
В-третьих, уделение особого внимания вопросам цифровизации отраслей экономики, что позволит снизить себестоимость и обеспечить конкурентоспособность продукции. Это также важно с точки зрения вхождения в мирохозяйственные связи в условиях динамичного развития цифровой экономики в мире. Так, по оценкам ЮНИДО в среднесрочной перспективе уровень цифровизации глобальной экономики превысит 40%.
В-четвертых, широкое использование потенциала прямого межрегионального взаимодействия и запуск ежегодного Форума регионов Центральной Азии. Наращивание связей между регионами наших стран раскроет незадействованный экономический потенциал, создаст новые рабочие места и придаст импульс процессу взаимосвязанности.
В-пятых, создание единого благоприятного делового климата для повышения общей региональной инвестиционной привлекательности. Эти меры не только будут содействовать развитию внутрирегиональной инвестиционной деятельности, но и создадут условия для привлечения инвестиций внерегиональных стран.
Важно подчеркнуть, что озвученные предложения Узбекистана в рамках экономической повестки нашли поддержку лидеров стран ЦА. Более того, подписанное по итогам саммита Совместное заявление, в котором определены принципы, подходы и приоритеты дальнейшего расширения и углубления регионального сотрудничества, бесспорно придаст импульс экономическому сотрудничеству.
В документе главы государств выразили намерения приложить усилия для беспрепятственного функционирования глобальной цепочки поставок и обеспечения устойчивой торгово-экономической деятельности, создания товаропроводящей сети, центров приграничной торговли, реализации торгово-логистических проектов.
Важно отметить, что к настоящему времени между Узбекистаном и центральноазаиатскими странами уже достигнуты договоренности и реализуются такие проекты как Международный центр промышленной кооперации, узбекско-таджикские и узбекско-туркменские приграничные торговые зоны и центры логистики. В 2021 году были созданы Совместный инвестиционный фонд между Узбекистаном и Таджикистаном, а также узбекско-кыргызский фонд развития.
Эти новые формы экономического взаимодействия создают благоприятные условия для наращивания экономического и инвестиционного потенциала региона, а также будут способствовать формированию полноценного режима свободной торговли между странами Центральной Азии Между тем, совокупность достигнутых договоренностей полностью согласуется с принятыми странами ЦА на национальном уровне концептуальными документами двустороннего и многостороннего характера. Отвечают стратегическим и региональным интересам каждой страны.
Подытоживая, можно сказать, что состоявшаяся Консультативная встреча продемонстрировала с одной стороны высокую заинтересованность всех стран Центральной Азии к наращиванию совместных усилий, а с другой формирующуюся в регионе новую центральноазиатскую модель экономической взаимосвязанности, открывающую широкие перспективы сотрудничества.
Мурад Узаков
Руководитель отдела ИСМИ
при Президенте Республики Узбекистан
Следующее
Узбекистан выступает за «зеленое» развитие Центральной Азии
Важнейшим политическим событием последних дней стала IV Консультативная встреча глав государств Центральной Азии, состоявшаяся в г. Чолпон-Ата (Кыргызстан).
23.07.2022