Новая Конституция будет служить развитию дружественных отношений, укреплению мира и согласия в Центральной Азии

Проводимая в последние годы Руководством Узбекистана новая проактивная внешняя политика, определившая главным приоритетом укрепление добрососедства и взаимного доверия в Центральной Азии, обеспечила кардинальные сдвиги в развитии процессов регионального сотрудничества и усилила взаимосвязанность государств ЦА.

Исходя из своих национальных интересов, основываясь на исторической, культурной и духовной общности центральноазиатских народов, Узбекистан неизменно остается приверженным проведению открытой и конструктивной политики в отношении своих ближайших соседей, выступает за решение проблем региона со странами Центральной Азии на основе равноправия, взаимного учета интересов и поиска разумных компромиссов. Это позволило значительно улучшить политическую атмосферу в регионе и повысить градус доверия.

Сегодня страны ЦА консолидировали усилия в разрешении системных проблем, сдерживавших межгосударственное сотрудничество. В результате активно развивается многоуровневое и многоплановое взаимодействие, в том числе в сферах экономической кооперации, обеспечения безопасности и стабильности региона, укрепления культурно-гуманитарных связей, проведения скоординированной внешней политики.

Созидательная региональная политика Узбекистана получила поддержку всех государств Центральной Азии, благодаря чему сегодня активизируется политический диалог, расширяются торгово-экономические, промышленно-кооперационные, транспортно-логистические, энергетические, водно-экологические, межрегиональные связи. Это способствует росту политико-дипломатической и экономической привлекательности Центральной Азии, укреплению ее субъектности.

В этом ключе важной платформой для расширения сотрудничества стран региона стал созданный в 2018 г. механизм проведения Консультативных встреч глав государств Центральной Азии (КВГГЦА). За короткое время этот формат стал эффективной площадкой для доверительного конструктивного обсуждения и согласованного решения общих проблем стран Центральной Азии.

Поистине историческим и прорывным событием, которое открыло новую страницу в развитии пятистороннего партнерства и вывело региональное сотрудничество на практическую плоскость стала прошедшая в 2022 г. в Кыргызстане 4-ая Консультативная встреча.

Особенностью данного саммита стало то, что лидеры стран не просто ограничились подписанием Совместного заявления, а впервые приняли важные концептуальные документы – Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве стран Центральной Азии в XXI веке, «Дорожную карту» по развитию регионального сотрудничества на 2022-2024 годы, Концепцию взаимодействия государств Центральной Азии в рамках многосторонних форматов и Региональную программу «Зеленая повестка» для Центральной Азии. Тем самым были закреплены стратегические договоренности, определяющие приоритеты и действенные меры по дальнейшему развитию регионального взаимодействия.

Важно отметить, что все эти документы не только создали качественную базу для межгосударственного сотрудничества, но самое главное определили долгосрочный региональный стратегический курс, собственную модель развития Центральной Азии.

При этом в успешном продвижении новой региональной политики и развития взаимосвязанности важнейшую роль сыграли следующие факторы:

Во-первых, интенсивная дипломатия главы Узбекистана и активизация политического диалога на всех уровнях. С 2016 г. по настоящее время состоялось более 90 встреч Президента Узбекистана с лидерами стран Центральной Азии в рамках двусторонних и многосторонних форматов. В ходе контактов на высшем уровне решались ключевые вопросы развития двустороннего, регионального и международного сотрудничества.

Прорывными стали подписанные по итогам прошедших в 2022 г. узбекско-таджикского и узбекско-казахстанского саммитов «Декларация об укреплении вечной дружбы и союзничестве между Узбекистаном и Таджикистаном» и «Договор о союзнических отношениях между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан».

Кроме того, в ходе визитов президента Узбекистана Ш.Мирзиёева в октябре 2022 г. в Туркменистан и в январе 2023 г. в Кыргызстан были приняты «Декларация об углублении стратегического партнерства» и «Декларация о всеобъемлющем стратегическом партнерстве».

Подписание этих документов стало историческим событием и открыло новую веху в отношениях Узбекистана со странами ЦА. Поскольку достигнутые договоренности определяют приоритеты дальнейшего долгосрочного взаимодействия и нацелены на наращивание сотрудничества по всем направлениям, что отвечает жизненно важным интересам наших народов. Примечательно, что данные договора имеют важное значение не только для двусторонних отношений, но и для устойчивого развития всей Центральной Азии.

Наряду с этим наблюдается активизация межпарламентских, межправительственных и межведомственных встреч, в ходе которых обеспечивается правовое сопровождение реализации двусторонних и многосторонних договоренностей, реализуется потенциал в отраслях экономики, вырабатываются и определяются приоритеты дальнейшего расширения сотрудничества.

Во-вторых, поступательное и конструктивное решение вопросов делимитации и демаркации государственной границы.

К настоящему времени Узбекистан – единственная страна, граничащая со всеми странами региона, согласовала вопрос границы с Казахстаном, делимитировала границы с Туркменистаном и Таджикистаном. Вышла на важные договоренности с Кыргызстаном.

В частности, за период 2017-2022 гг. были согласованы и подписаны соглашения по делимитации 1170 км границы с Кыргызстаном, 193 км – с Таджикистаном. Проведена демаркация государственной границы протяженностью 2356 км с Казахстаном, с которым полностью согласована линия госграниц. На завершающей стадии переговоры с Таджикистаном и Туркменистаном.

Вместе с тем, Узбекистан и Кыргызстан продолжают поэтапно решать вопросы юридического оформления участков госграниц. В этом контексте хотелось бы отметить, что только за 2018 г. страны делимитировали 85% границы. Очередным шагом в этом направлении стала ратификация в ноябре 2022г. Ташкентом и Бишкеком «Договора между Республикой Узбекистан и Кыргызской Республикой об отдельных участках узбекско-кыргызской Государственной границы».

На этом фоне остальные страны ЦА также стремятся политико-дипломатическими способами урегулировать свои пограничные вопросы. В частности, Казахстан завершил процесс демаркации госграницы с Кыргызстаном и Туркменистаном, ведутся активные переговоры между Кыргызстаном и Таджикистаном.

В целом, подписание соглашений по границам и возобновление работы пограничных пунктов пропуска значительно укрепило политическое доверие, привело к активизации контактов и торговли между жителями приграничных территорий. Все это способствует стабильному и динамичному развитию регионального сотрудничества.

В-третьих, раскрытие регионального торгово-экономического, транспортного и энергетического потенциала.

Сформированный новый политический климат и открытие границ придали мощный толчок развитию экономического сотрудничества в регионе. В частности, между странами Центральной Азии наращивается взаимовыгодное сотрудничество, усиливаются кооперационные связи и транспортно-коммуникационная взаимосвязанность, регион транфомируется в развитый емкий рынок, растет его инвестиционная привлекательность.

Как следствие, с 2016 г. по 2022 г. число совместных предприятий увеличилось в пять раз, в 4 раза – с 5,5 до 20 млрд. долл. выросла внутрирегиональная торговля, общий объем внешней торговли региона увеличился почти в 2 раза, достигнув более $200 млрд., доля инвестиций в Центральной Азии от общего объёма в мире повысилась с 1,6% до 2,8%, составив в 2022 г. около $40 млрд.

Соответственно, в прошлом году среднегодовой темп развития экономики региона составил 6,2%, что в 2 раза выше общемировых показателей, составивших 2,6%. При этом общеригиональный объем ВВП по сравнению с 2000 г. ($46 млрд.) увеличился в 8,6 раз, составив $397 млрд.

Ожидается, что в течение последующих 10 лет регион потенциально может привлечь до 170 млрд. долл. иностранных инвестиций, в т.ч. 40-70 млрд. долл. – в несырьевые отрасли.

Реализуются новые формы экономического сотрудничества, в частности создаются приграничные индустриально-торговые зоны, развивается межрегиональное сотрудничество, наращивается промышленная кооперация. Эти аспекты выступают катализатором роста экономик стран ЦА, создают прецеденты и закладывают прочный фундамент устойчивого развития и стабильности региона.

Более того, центральноазиатские страны начинают активно взаимодействовать в транспортной и энергетической сферах. В частности, государствами совместно реализуются такие флагманские проекты, как строительство железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан», Трансафганского коридора, Камбаратинской ГЭС-1 и др. Они позволят интегрироваться экономикам, окажут положительное влияние на развитие транспортно-логистических сетей региона, способствуют росту энергетического потенциала и совместному рациональному использованию трансграничных водных ресурсов. При этом важно отметить, что инициируемые республиками транспортные и энергетические крупные трансграничные инфраструктурные проекты получают всестороннюю поддержку всех государств ЦА, что свидетельствует об их готовности к дальнейшему укреплению региональной взаимосвязанности.

В-четвертых, наращивание культурно-гуманитарных связей.

С первых дней своего президентства Ш.Мирзиёев особое внимание придает развитию межкультурного диалога в ЦА, который является основой укрепления добрососедства и сотрудничества, мира и спокойствия в регионе.

При этом в последнее время благодаря политической воле и совместным усилиям лидеров стран ЦА тренд на дальнейшее сближение народов и развитие культурно-гуманитарных отношений обретает устойчивый и необратимый характер.

Так, увеличилась частота проведения в странах Центральной Азии различных совместных культурно-гуманитарных мероприятий и встреч: дни культуры, литературы, искусства и кино, дни творческой интеллигенции, «Вечера дружбы», различные форумы и фестивали, которые в том числе способствуют укреплению межконфессионального согласия в регионе.

Необходимо отметить, что все страны также проявляют высокую заинтересованность к углублению совместного сотрудничества в сфере образования, здравоохранения, туризма, молодежной политики.

По этим направлениям регулярно проводятся региональные форумы, конференции, разрабатываются и реализуются программы по развитию долгосрочного сотрудничества.

Одним из ключевых факторов объединения региона становится формирование региональной идентичности. Страны ЦА начали придавать важное значение укреплению в регионе чувства сопричастности, сплоченности и утверждению осознания общей ответственности за будущее региона, опираясь на общность культурно-исторического цивилизационного и духовного наследия государств региона.

Укрепление культурно-гуманитарных связей и региональной идентичности уже выступает фундаментом и драйвером кооперации, способствуют эффективному преодолению вызовов и угроз современности.

В-пятых, консолидация усилий в рамках выстраивания региональных отношений с внешними партнерами.

Основой для активизации совместной деятельности в этом направлении стало принятие в 2022 г. в ходе 4-ой Консультативной встречи Глав государств ЦА «Концепции взаимодействия государств Центральной Азии в рамках многосторонних форматов». Этот документ фактически запустил процесс формирования субъектности ЦА, поскольку направлен на укрепление политического диалога и сотрудничества в регионе как единого целого. Концепция создает основу для выработки странами ЦА общих подходов и единой позиции в выстраивании взаимоотношений с внерегиональными партнерами.

Между тем, за последние годы увеличились форматы диалога «ЦА плюс», инициативы стран региона получают поддержку в ООН. Так, на сегодняшний день функционируют 10 диалоговых площадок, из них 6 были созданы за последние 4 года. Необходимо отметить, что начиная с 2022 г., многие из этих форматов проводятся на уровне глав государств.

Более того, если в период с 1991 г. по 2016 г. в ООН по инициативе стран ЦА было принято около 20 резолюций, то с 2016 г. по настоящее время принято 18 резолюций.

В документах отражены такие важные для региона вопросы как устойчивое развитие, безопасность, установление мира и доверия в регионе. Особое внимание уделяется развитию трансграничного сотрудничества, укреплению транспортных связей и продвижению туризма.

Важное место занимают вопросы защиты прав молодежи и поощрения толерантности. При этом продвижение важных инициатив в рамках ООН способствовало росту международного значения региона, его восприятия как единого целого.

Важно отметить, что в последние годы государства ЦА все больше выступают с похожих или единых позиций в рамках региональных многосторонних организаций, включая СНГ, ШОС, ОТГ, СВМДА и др.

При этом они исходят из региональных интересов, придерживаются общерегиональных подходов, оказывают взаимную поддержку выдвигаемым инициативам.

Укрепляя региональную интеграцию и отношения с внешними партнерами, центральноазиатские страны начали развивать межрегиональные связи с сопредельными регионами, в первую очередь с Южной Азией.

В частности, предложенная в 2020 г. Узбекистаном инициатива по развитию взаимосвязанности Центральной и Южной Азии получила всестороннюю поддержку как со стороны стран-соседей, так и международного сообщества.

Президент Узбекистана Ш.Мирзиёев неоднократно отмечал, что укрепление взаимосвязанности и объединение потенциалов Центральной и Южной Азии обеспечит стабильность и процветание наших стран. В этих целях в 2021 г. в ходе Конференции высокого уровня «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности» в Ташкенте был запущен широкий диалог между странами Центральной и Южной Азии.

Логическим продолжением этого стало принятие 11 июля 2022 г. ГА ООН специальной резолюции об укреплении взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией, инициированной Узбекистаном и разработанной в соавторстве с 40 странами. Несомненно, она будет способствовать формированию в Центральной и Южной Азии пространства совместного развития, надежной системы безопасности, политических, торгово-экономических отношений в интересах всех участников.

Значимым достижением можно назвать выдвинутую Туркменистаном и поддержанную всеми странами региона резолюцию ГА ООН, объявляющую Центральную Азию зоной мира, доверия и сотрудничества, которая была принята 28 июля 2022г.

Это знаменует формирование новой парадигмы взаимодействия в ЦА и становление региона в качестве пространства взаимовыгодного сотрудничества и доверия, а не конкуренции.

В целом Узбекистан, задав динамичный темп региональным процессам и кооперации, намерен продолжить проактивную, инициативную и конструктивную дипломатию в Центральной Азии. Этому также будут способствовать формирующиеся в Узбекистане благоприятные условия на фоне реализуемых во главе с Президентом Ш.Мирзиёевым экономических преобразований и политических реформ.

В этом ключе предстоящий в стране референдум по принятию Конституции Узбекистана в новой редакции, предусматривающей обновление основного закона на 65%, также позитивно отразится на внешнеполитической деятельности Ташкента.

Уже в преамбуле к Конституции заявляется о стремлении страны к укреплению и развитию дружественных отношений с мировым сообществом, прежде всего, с соседними государствами, на основе сотрудничества, взаимной поддержки, мира и согласия.

Среди ключевых принципов внешней политики наряду с такими общепризнанными принципами международного права как суверенное равенство государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела других государств, определяется новый принцип внешней политики уважения прав и свобод человека.

Более того, внешнеполитической задачей конституционного ранга определяется проведение миролюбивой и дружественной политики со всеми государствами и международными организациями.

Несомненно, приоритетизация прав и свобод человека, мира и дружбы во взаимоотношениях с внешними акторами будет способствовать продвижению и укреплению регионального сотрудничества.

В свою очередь, нацеленность страны на всемерное развитие двусторонних и многосторонних отношений с государствами и международными организациями позволит активизировать и задействовать потенциал для развития регионального взаимодействия на долгосрочную перспективу.

При этом стоит учесть, что в реализации внешнеполитической деятельности страны Узбекистан прежде всего исходит из высших интересов народа, его благосостояния и безопасности.

Резюмируя, можно с уверенностью констатировать, что прилагаемые Узбекистаном усилия, направленные на всестороннее практическое наращивание региональной взаимосвязанности, а также готовность стран ЦА к дальнейшей кооперации, продолжат укреплять новую региональную модель сотрудничества, призванную обеспечить безопасное стабильное и устойчивое развитие во благо народов, проживающих в странах региона.

Мурод Узаков, 

Руководитель Центра Института стратегических и межрегиональных исследований (ИСМИ) при Президенте Республике Узбекистан

Источник