Данная инициатива обретает особую значимость, поскольку в 2022 г. Узбекистан председательствует в ШОС и именно углубление сотрудничества в сфере продовольственной безопасности может стать одним из основных направлений сотрудничества в рамках деятельности Организации.
Более того, актуальность данной инициативы обусловлена сформировавшимся в последние годы целым рядом мировых проблем, связанных с ликвидацией голода, неполноценного питания, обеспечением продовольственной безопасности которые еще больше обострились в условиях пандемии коронавируса, стремительно распространившейся по всему миру с конца 2019 г.
Наблюдаемый эпидемиологический кризис затронул продовольственные системы и поставил под угрозу доступ людей
к продовольствию. В частности, в результате введения странами ограничительных мер прослеживались не только серьезные сбои в поставках продовольствия, но и значительный спад мировой экономики, который сопровождался одновременным снижением доходов населения мира и повышением цены на ряд продуктов питания.
Согласно данным ФАО, наличие вышеуказанных проблем привело к увеличению в целом по миру масштабов умеренного
и острого отсутствия продовольственной безопасности с 26,6% (2,05 млрд. чел.) в 2019 г. до 30,4% (2,37 млрд. чел.) в 2020 г. – почти каждый третий человек в мире не имел доступа к достаточному количеству продовольствия.
При этом из общего количества людей, страдающих от недоедания или голодания, порядка 50% приходится на Азию, более 30% – на Африку и около 8% – на страны Латинской Америки и Карибского бассейна.
В свете того, что порядка 50% населения мира (3,4 млрд. чел. в 2021 г.) проживает на территории странах-участниц ШОС проблемы продовольственной безопасности и возникшие последствия пандемии COVID-19 являются одним из главных препятствий в достижении устойчивого развития Организации в социально-экономическом плане. В этих условиях координация усилий и своевременное реагирование на вызовы в сфере продовольственной безопасности становится первоочередной задачей членов ШОС.
На этом фоне проведение встречи руководителей министерств и ведомств в рамках ШОС позволит объединить усилия стран-членов Организации по выработке своевременных и действенных механизмов преодоления существующих проблем в сфере обеспечения продовольственной безопасности.
В частности, откроются возможности обсуждения вопросов по упрощению процессов перемещения продовольственных товаров между государствами-участниками ШОС, что будет способствовать естественной защите внутренних продовольственных рынков каждой из стран-членов Организации от колебания мировых цен.
В данном контексте стоит заметить, что в условиях пандемии COVID-19 государствами были применены различные ограничительные меры по экспорту товаров, вследствие которых основная часть мировых продуктов потребления сконцентрировалась в небольшом числе стран. Это в свою очередь привело к увеличению мировых цен на продукты питания. Так, согласно Индексу продовольственных цен ФАО, в I квартале 2021 г. продовольственные товары в среднем подорожали на 25% в годовом выражении, что является наивысшим показателем с 2014 г.
Также встреча глав министерств и ведомств стран-участниц Организации призвана стать эффективной площадкой по взаимному обмену опытом между государствами-членами ШОС, что позволит глубже оценить проблемы в сфере обеспечения продовольственной безопасности и обсудить пути их решения в процессе международного сотрудничества.
В этом ключе необходимо отметить, что в последние годы в Узбекистане принимаются ряд мер по укреплению продовольственной безопасности.
В частности, 16 января 2018 г. был подписан Указ Президента Республики Узбекистана «О мерах по дальнейшему обеспечению продовольственной безопасности страны», который предусматривает: а) отмену льгот и преференций по импорту продовольственных товаров; б) создание во всех регионах страны на условиях государственно-частного партнерства специализированных складов, хранилищ, холодильных камер, а также современного высокотехнологичного, энергоэффективного оборудования по переработке и фасовке продовольственных товаров; в) принятие специального Закона «О продовольственной безопасности», устанавливающего меры по насыщению рынка качественной, безопасной и доступной продовольственной продукцией, своевременному устранению угроз стабильности продовольственного рынка, гибкому таможенно-тарифному регулированию импорта продовольственных товаров.
Наряду с этим Узбекистан активно сотрудничает с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН. На сегодняшний день ФАО оказывает содействие Узбекистану по пяти приоритетным направлениям: 1) диверсификация систем растениеводства и устойчивая интенсификация производства; 2) эффективные методы сельскохозяйственного производства; 3) производство продукции животноводства, борьба с болезнями животных и пчеловодство; 4) развитие аквакультуры и рыболовство во внутренних водоемах; 5) рациональное использование природных ресурсов. Также Узбекистан участвует в глобальном проекте ФАО «Методы борьбы с саранчой».
Стоит заметить, что аналогичные шаги предпринимаются и в других странах-участницах ШОС. В данном контексте и на фоне того, что все страны мира объедены общими механизмами поставок товаров, климатическими условиями и экономическими инструментами, запуск механизма регулярных встреч руководителей министерств и ведомств, ответственных за обеспечение продовольственной безопасности, в рамках Организации может послужить практической платформой для обмена опытом
в сфере продовольственной безопасности и объединить усилия государств-членов ШОС для выработки коллективных мер в решении проблем в этом направлении.
Более того, откроются возможности совершенствовать не только имеющиеся системы регулирования продовольственной безопасности каждого государства-члена Организации, но и выработать единые интеграционные подходы к обеспечению продовольственной безопасности в странах ШОС.
Азиз Салихов
главный научный сотрудник
Института стратегических и межрегиональных исследований
при Президенте Республики Узбекистан