Прошедшее 27 мая заседание Высшего Евразийского экономического совета явило собой не просто традиционную «сверку часов» стран-участниц ЕАЭС, но и позволило очертить контуры будущего практического взаимодействия как внутри Организации, так и в своего рода формате ЕАЭС плюс. С этой точки зрения, озвученные президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым предложения в ходе минувшего заседания, формируют качественно новый задел для расширения евразийского торгово-экономического партнёрства.
Получив статус наблюдателя в ЕАЭС, наша страна начала более глубже понимать проистекающие в рамках данного экономического объединения процессы и постепенно адаптировать нормативные требования к торговле с государствами Союза. В этой связи, движение в сторону углубления взаимодействия Узбекистана со странами ЕАЭС является вполне естественным, востребованным и экономически детерминированным.
Узбекистан, обладая таким масштабным экономическим, ресурсным и человеческим потенциалом, становится одним из ключевых активов в евразийской интеграционной повестке. При этом, необходимо обратить внимание на то, что наше заметное участие в деятельности ЕАЭС носит прагматичный характер, а выдвигаемые страной инициативы, учитывающие не только национальные интересы, но и интересы соседних с нами стран, преследуют цель повышения устойчивости региональных связей.
Одной из наиболее важной и своевременной в условиях текущих кризисных явлений в продовольственной сфере видится инициатива Узбекистана по запуску программы антикризисной агрокооперации. Её реализация обеспечит дополнительную устойчивость продовольственных рынков к мировым колебаниям цен на агропродукцию и укрепит продовольственную безопасность на всём постсоветском пространстве.
Немаловажно, что наши партнёры по ЕАЭС в равной с нами степени заинтересованы в создании эффективной и устойчивой транспортной инфраструктуры в регионе. Озвученная Ш.Мирзиеевым готовность к взаимодействию в рамках ЕАЭС по реализации транспортных инициатив с высокой вероятностью оживит интерес других стран к участию в претворении логистических проектов в жизнь.
Так, наращивание сотрудничества по реализации проекта строительства трансафганской железнодорожной магистрали от Термеза до Пешавара сможет кратно повысить экономическую активность евразийских стран и увеличит бизнес-мобильность.
В целом выдвинутые нашей страной инициативы в рамках ЕАЭС вполне способны выступить хорошей основой для дальнейшего расширения экономических связей между его участниками. Их содержание позволяет говорить о том, что Узбекистан выступает за качественное измерение партнёрства и предлагает сделать акцент на таких характеристиках взаимодействия как «прагматизм и конструктивность». Вместе с тем, мы ожидаем, что продвигаемые Узбекистаном инициативы на платформе Евразийского союза в перспективе лягут в основу будущих практических решений насущных проблемных вопросов и «подтянут» к этому процессу остальные страны.