Саммит МФСА показал созвучность инициатив Глав стран-участниц по совершенствованию и модернизации Фонда

15 сентября т. г. в г. Душанбе состоялся саммит Глав государств-учредителей Международного фонда спасения Арала (МФСА).

В ходе мероприятия, прошедшего в духе открытости и конструктивизма, лидеры центральноазиатских государств дали высокую оценку 30-летней деятельности Фонда. В частности, Глава нашего государства Ш.Мирзиёев назвал Международный фонд спасения Арала «уникальным примером многостороннего сотрудничества стран Центральной Азии в решении одной из острейших проблем глобального масштаба».

В свою очередь, президент Казахстан К.Токаев отметил, что «за прошедшие 30 лет МФСА стал важнейшим институтом регионального сотрудничества в вопросах совместного использования трансграничных водных ресурсов, решения экологических и социально-экономических проблем в бассейне Аральского моря».

Лидеры Таджикистана и Туркменистана также подчеркнули важную роль Фонда в укреплении сотрудничества и взаимодействия стран региона по решению сложных водохозяйственных и экологических вопросов.

Следует отметить, что за 30 лет было проведено 6 заседаний Межгосударственного совета по проблемам бассейна Аральского моря (МГСА), 22 заседания Правления Фонда, 85 заседаний Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (МКВК), 31 заседание Межгосударственной комиссии по устойчивому развитию (МКУР). Сформирована солидная нормативно-правовая база – около 20 документов, определяющая цели и задачи, регламентирующая институциональную структуру и сферу деятельности Фонда.

Кроме того, с целью систематизации управления проектами и целенаправленного использования финансово-технических средств было утверждено и реализовано 3 Программы действий по оказанию помощи странам бассейна Аральского моря (ПБАМ) на общую сумму более 2,5 млрд. долл. В настоящее время реализуются проекты в рамках 4 ПБАМ (2020-2030 гг.), бюджет которой равен 600 млн. долл.

Благодаря деятельности Фонда обеспечен эффективный механизм управления трансграничными водами рек Амударьи и Сырдарьи; восстановлен Северный (Малый) Арал (Казахстан), площадь которого увеличилась на 36% (с 2,4 тыс. км2 до 3,2 тыс. км2), а объем воды – на 73% (с 15,6 км3 до 27,1 км3); создано 8 природных заповедников, что позволило восстановить биоразнообразие Северного Арала и Приаралья.

Одновременно Фонд начал занимать свою нишу на мировом уровне. Так, в 2008 г. МФСА получил статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. Таким образом, страны региона получили возможность единым фронтом выступать на площадке ООН. Как результат, был принят ряд резолюций ГА ООН по МФСА и вопросам, касающимся бассейна Аральского моря, включая Резолюцию «О сотрудничестве между ООН и МФСА» (2019 г.), «Об объявлении зоны Приаралья зоной инноваций» (2021 г.).

Более того, в марте т.г. в Нью-Йорке прошла Водная конференция ООН, в ходе которой страны Центральной Азии единым голосом с высокой трибуны Генассамблеи вновь обратили внимание мирового сообщества к Аральской катастрофе и вызванным ею негативным последствиям во всем регионе. Еще одним свидетельством признания важной роли МФСА стало участие в нынешнем Саммите специального представителя Генерального секретаря ООН – Главы Регионального центра ООН по превентивной дипломатии К. Имнадзе.

Кроме структур и программ ООН (ПРООН, ФАО, ЮНЕП, ЕЭК ООН, ВМО, ВОЗ), МФСА также активно взаимодействует с международными финансовыми институтами (Всемирный банк, АБР) и агентствами развития (GIZ, USAID, SDC) и др.

Таким образом, за прошедшие годы МФСА доказал свою действенность в качестве межгосударственного органа, в рамках которого стороны открыто обсуждают и вырабатывают взаимоприемлемые решения по кооперации в деле рационального использования и совместного управления водными ресурсами трансграничных рек. Более того, как подчеркнул Ш.Мирзиеев, в контексте появления новых вызовов и угроз вследствие глобального изменения климата, востребованность подобного регионального сотрудничества еще больше возрастает.

В этой связи обращает на себя внимание созвучность инициатив Глав стран-участниц по совершенствованию и модернизации Фонда:

Во-первых, все президенты подчеркнули важность совершенствования правовых основ и модернизации институциональных механизмов Фонда.

Ш.Мирзиеев предложил провести инвентаризацию и пересмотреть основные документы и соглашения, проанализировать действующую структуру и подготовить предложения по повышению координации и результативности работы Фонда, разработать «Правила и процедуры» сотрудничества  и деятельности Фонда. К.Токаев также призвал к скорейшему завершению процесса совершенствования организационной структуры и договорно-правовой базы МФСА. Э.Рахмон заявил о конструктивном отношении Таджикистана в вопросах совершенствования организационной структуры и договорно-правовой базы МФСА. С.Бердымухамедов подчеркнул необходимость вести этот процесс с учётом интересов всех государств-учредителей МФСА и на основе основополагающих принципов и норм международного права.

Во-вторых, стороны согласны с тем, что реформирование Фонда должно проходить на основе межсекторального подхода «вода – энергетика – продовольствие – экология», чтобы обеспечить комплексное изучение проблем. Так, Узбекистан призвал учредить Региональную платформу регулярных встреч министров водных ресурсов, энергетики, экологии и экономики, Казахстан – преобразовать Межгосударственную координационную водохозяйственную комиссию в Межгосударственную водно-энергетическую комиссию, Таджикистан – создать Комиссию по энергетическим вопросам.

В-третьих, организационные и правовые изменения, как и предлагаемые меры призваны обеспечить внедрение водосберегающих технологий, повысить эффективность использования водно-энергетических ресурсов. В частности, Узбекистан предложил определить водосбережение в качестве одного из приоритетов деятельности Фонда, в свою очередь Казахстан выступил с инициативой внедрить единую автоматизированную систему учета, мониторинга, управления и распределения водных ресурсов в бассейне Аральского моря. Таджикистан призвал к более скоординированным действиям и объединению усилий в этих направлениях.

В-четвертых, страны-участницы акцентируют внимание на важности реализации совместных проектов с привлечением зарубежных партнеров. Так, Глава Узбекистана предложил каждой стране взять обязательства по привлечению внешнего содействия в региональные проекты, определив конкретные целевые показатели. Он также подчеркнул, целесообразность участия международных консультантов в разработке долгосрочных Планов развития бассейнов Амударьи и Сырдарьи в целях содействия скоординированной политике по интегрированному управлению водно-энергетическими ресурсами в регионе. Президент Туркменистана выступил за продвижение «водной дипломатии» в качестве новой формы многостороннего дипломатического общения по водным вопросам.

В целом прошедший Саммит глав государств-учредителей МФСА показал, что Фонд остается уникальной региональной платформой для диалога практически на всех уровнях – от глав государств и правительств до отраслевых экспертов, в рамках которой обсуждаются вопросы не только решения Аральского кризиса, но и в целом повышения эффективности управления водными ресурсами и охраны окружающей среды. А созвучность инициатив и идей по совершенствованию структуры и правовой базы МФСА свидетельствует о заинтересованности сторон в сохранении Фонда и актуализации его роли с учетом современных реалий.

 

Лобар Умарова,

Главный научный сотрудник ИСМИ
при Президенте Республики Узбекистан