Страны Центральной Азии выступают за развитие транспортно-транзитного потенциала

Состоявшаяся в г. Чолпон-Ата IV Консультативная встреча глав государств Центральной Азии ознаменовала еще одну важную веху в развитии и укреплении регионального сотрудничества центральноазиатских стран.

Прежде всего, важно отметить, что саммиты глав государств ЦА приобрели регулярный характер. Это доказывает их востребованность в качестве регионального консолидирующего механизма, позволяющего обсуждать и принимать взаимоприемлемые решения по всем вопросам многопланового сотрудничества стран региона.

Подтверждением этому является подписание ряда документов стратегического характера, как: 1) Совместное заявление Глав государств Центральной Азии; 2) Дорожная карта по развитию регионального сотрудничества на 2022-2024 годы; 3) Концепция взаимодействия государств Центральной Азии в рамках многосторонних форматов; 4) Региональная программа «Зеленая повестка» для Центральной Азии.

Однако, знаковым событием, безусловно, стало согласование Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве в целях развития Центральной Азии в XXI веке и начало процедуры его подписания. Документ закрепляет основные принципы развития взаимоотношений между государствами ЦА, как взаимное уважение, равенство, взаимопонимание и всесторонний учёт интересов друг друга, а также намерение сторон консолидировать усилия в целях обеспечения прочного мира и создания благоприятных условий для устойчивого и поступательного развития в регионе.

В то же время, на мой взгляд, отдельного внимания заслуживает общее стремление государств Центральной Азии расширять взаимодействие в транспортно-транзитной сфере, которая сегодня все больше превращается в важнейший фактор устойчивого экономического роста наших стран.

Так, Президент Узбекистана Ш.Мирзиёев выразив, признательность своим коллегам за поддержку недавно принятой по инициативе Узбекистана специальной Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН об укреплении взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией, в целях ее развития предложил разработать «дорожную карту» по продвижению альтернативных транспортных коридоров для выхода на рынки Индии, Пакистана и Китая. В этот документ предусматривается включить совместные мероприятия и определить ответственные структуры стран региона для активизации взаимодействия в транспортно-логистической и транзитной сфере на всех уровнях.

При этом воплощение данной инициативы отражает интересы не только Ташкента, но и наших региональных партнёров, которые также стремятся раскрыть транзитный потенциал региона и поддержать курс интеграции ЦА в международные трансрегиональные маршруты.

К примеру, президент Казахстана К.Токаев отметил, что наряду с развитием Транскаспийского международного транспортного маршрута, Нур-Султан готов участвовать в строительстве железной дороги «Мазари-Шариф–Кабул–Пешавар», а именно обеспечить поставку материалов для строительства железнодорожных путей и предоставить подвижной состав.

Он также отдельно подчеркнул перспективность запуска железнодорожной линии «Дарбаза–Мактарал» между Казахстаном и Узбекистаном, которая позволит увеличить пропускную способность в 2 раза и сократить сроки транспортировки грузов в 1,5 раза.

Между тем, глава Кыргызстана С.Жапаров важным проектом в деле повышения транзитного потенциала Центральной Азии назвал строительство железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан.

Несомненно, реализация вышеназванных транспортных проектов повысит транзитный потенциал нашего региона, будет содействовать активизации внутрирегиональной и диверсификации внерегиональной торговли, а также становлению Центральной Азии в качестве транспортно-логистического хаба и связующего звена между Азией и Европой.

В свою очередь лидеры Таджикистана и Туркменистана, поддерживая региональные инициативы в этой сфере, подчеркнули необходимость совершенствования транспортных коридоров, повышения транспортной связанности региона и улучшения условий транзита.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что многие из выдвинутых в ходе саммита предложений созвучны с позицией Узбекистана и дополняют его подходы в реализации транспортно-логистического и транзитного потенциала региона Центральной Азии.

При этом, как показывают результаты исследований Всемирного банка, улучшение связанности региона позволит реализовать огромный потенциал региона, увеличив суммарный ВВП Центральной Азии на 15%. Это существенный прирост. Если по итогам 2021 г. совокупный ВВП региона составил около 300 млрд. долл., то при развитии транспортной инфраструктуры этот показатель может вырасти до 350 млрд. долл. и выше. Конечно же бенефициарами такого роста регионального ВВП станут народы Центральной Азии.

В целом, за последние несколько лет странам Центральной Азии удалось объединить усилия и существенно продвинуться в развитии региональной транспортно-логистической сферы. Это, в свою очередь, способствует и будет далее стимулировать рост экономического потенциала как самих стран, так и дальнейшему укреплению регионального сотрудничества.

 

Лобар Умарова

Главный научный сотрудник

ИСМИ при Президенте Республики Узбекистан.