Ташкент и Ашхабад укрепляют роль Центральной Азии в качестве транспортно-логистического хаба

Состоявшийся государственный визит президента Туркменистана Сердара Бердымухамедова в Республику Узбекистан отличился обширной повесткой и охватил широкий спектр сотрудничества узбекско-туркменских отношений.

Подтверждением этому является принятие солидного пакета документов, состоящего из Совместного заявления и 19 межправительственных и межведомственных соглашений.

В то же время главы государств отдельное внимание уделили развитию сотрудничества в транспортной сфере и реализации транзитных возможностей. Стороны с удовлетворением отметили тот факт, что в 2021 г. грузоперевозки между странами выросли на 17% и выразили готовность продолжить раскрывать потенциал взаимовыгодного сотрудничества.

На мой взгляд, очевидно, что намерения придать динамику двустороннему взаимодействию в этом направлении приобретает актуальность на фоне разрыва традиционных транспортно-транзитных и логистических сетей в результате пандемии, а также нестабильности в отдельных регионах Евразийского континента.

С этой целью по итогам саммита Ташкент и Ашхабад, в частности, заключили Соглашение о развитии транспортно-транзитного сотрудничества, которое предусматривает предоставление максимально возможных транзитных льгот на транспортные перевозки.

Так, для облегчения условий ввоза/вывоза грузов на территории Узбекистана и Туркменистана, страны выразили заинтересованность в: 1) налаживании цифрового обмена данными, развитии сотрудничества между таможенными и другими органами двух стран; 2) развитии контейнерных перевозок из Китая в страны Европейского Союза и др. Как отмечается, эти меры позволят нарастить грузопоток между Узбекистаном и Туркменистаном.

Также для увеличения экспортно-импортных перевозок железнодорожным транспортом, развития логистических коридоров и транзитного потенциала двух стран был подписан Меморандум о дальнейшем укреплении сотрудничества между АО «Ўзбекистон темир йўллари» и Агентством «Туркмендемырёллары» Туркменистана.

В частности, стороны выразили готовность: а) организовывать контейнерные грузоперевозки по мульти-модальному транспортному коридору «Страны АТР - КНР - Кыргызстан - Узбекистан - Туркменистан - Азербайджан - Грузия - Турция - Европа» и обратно; б) развивать грузоперевозки по маршруту «Турция - Иран - Туркменистан - Узбекистан» и обратно.

Кроме того, с целью наращивания грузо- и пассажиропотоков главы государств поручили правительствам разработать предложения по развитию автобусных и железнодорожных перевозок, а также изучить вопрос возобновления прямых авиарейсов между двумя странами.

Реализация вышеотмеченных новых мер позволит нашим странам существенно укрепить транспортно-логистическую взаимосвязанность, откроет новые возможности интеграции в этом секторе, а также поспособствует росту взаимного и регионального товарооборота.

Между тем, с учетом того, что транспортный сектор играет важную роль в экономическом развитии Узбекистана и Туркменистана, наши страны заинтересованы не только в расширении двусторонних отношений в транспортной сфере, но и укреплении в данном направлении регионального взаимодействия.

В этом контексте следует отметить инициативу Туркменистана, которая стала основой для принятия в 2021 г. Генассамблеи ООН резолюции по «Укреплению связей между всеми видами транспорта для обеспечения стабильных и надежных международных перевозок в целях устойчивого развития в период и после пандемии коронавирусного заболевания (COVID-19)».

В свою очередь Узбекистан при поддержке соседей по региону Центральной Азии, включая Туркменистана, а также государств-партнеров из Южной Азии добился того, что 11 июля текущего года Генассамблея ООН единогласно одобрила специальную резолюцию «Об укреплении взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией», принятие которой было инициировано Ташкентом в 2021 г. по итогам Конференции высокого уровня «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязь. Вызовы и возможности».

Документ, в частности, включает положения о налаживании тесного сотрудничества между регионами Центральной и Южной Азии в целях сокращения бедности, повышения продовольственной безопасности, расширения транспортной инфраструктуры и формирования новых международных транспортных коридоров, открывающих удобные, устойчивые и безопасные пути к морским портам.

Вместе с тем, Узбекистан выступает за создание под эгидой ООН Регионального центра по развитию транспортно-коммуникационной взаимосвязанности, который призван выступать в качестве регионального органа-регулятора нормативно-правовой базы, технических норм и стандартов, активно содействуя реализации мер и применению разнообразных инструментов и решений в организации международных перевозок стран-участниц.

Кроме того, инициативы и подходы Узбекистана и Туркменистана в рамках Консультативных встреч глав государств Центральной Азии по развитию взаимодействия в транспортно-логистической сфере сообразны и взаимодополняют друг друга.

Так, Президент Узбекистана на Второй консультативной встрече (2019 г.) предложил учредить Региональный совет по транспортным коммуникациям стран Центральной Азии. Данный орган будет способствовать консолидации усилий стран региона для диверсификации транспортно-транзитных и логистических возможностей ЦА.

В свою очередь Ашхабад с целью объединения транспортных потенциалов стран региона и создания мощной и современной инфраструктуры в ходе Третьей консультативной встречи (2021 г.) предложил создать правительственную пятистороннюю рабочую группу по изучению возможностей формирования новых транспортно-коммуникационных маршрутов по направлениям «Центральная Азия - Каспийско-Черноморский регион» с выходом на Южную Европу, а также «Центральная Азия - Ближний Восток».

Следует отметить, что эти предложения нашли положительный отклик и поддержку среди государств Центральной Азии. В результате в настоящее время страны региона совместно прорабатывают данные инициативы для их дальнейшей реализации.

Таким образом Узбекистан и Туркменистан последовательно предпринимают шаги как по расширению двустороннего сотрудничества в транспортно-транзитной сфере, так и по укреплению роли Центральноазиатского региона в качестве транспортно-логистического хаба. Это в свою очередь будет способствовать не только диверсификации внешнеэкономической деятельности, но и расширению доступа на внешние рынки всех стран региона.

 

Лобар Умарова,

главный научный сотрудник

Института стратегических и межрегиональных исследований

при Президенте Республики Узбекистан.

Источник