Об этом свидетельствует солидный пакет документов, подписанных по итогам встреч, а также заключение соглашений и торговых контрактов на сумму более 500 млн. долл. в ходе узбекско-азербайджанского бизнес-форума, который прошел в преддверии визита И. Алиева с участием более 100 представителей крупнейших компаний двух стран.
Важнейшим же событием стало подписание Декларации об углублении стратегического партнёрства и наращивании всестороннего сотрудничества. Документом определяются перспективы дальнейшего углубления двусторонних отношений в политической, торгово-экономической, военной и военно-технической и культурно-гуманитарной области, в сфере региональной безопасности.
Среди стратегических направлений взаимодействия обозначено также расширение практического сотрудничества в области развития транспортных коммуникаций.
Следует отметить, что транспортный сектор имеет важное значение для роста экономик Узбекистана и Азербайджана.
Узбекистан в последние годы поэтапно предпринимает меры, нацеленные на модернизацию и расширение национальной транспортной инфраструктуры и её интеграцию в систему международных транспортных коридоров.
В 2017 г. была принята «Комплексная программа совершенствования транспортной инфраструктуры и диверсификации внешнеторговых маршрутов перевозки грузов на 2018-2022 годы», предусматривающая развитие новых транспортно-транзитных коридоров и сети логистических центров, расширение парка автотранспортных средств и воздушных судов, формирование условий для эффективной перевозки и обработки грузов Узбекистана в сопредельных странах.
В настоящее время разрабатывается «Стратегия развития транспортной системы Узбекистана до 2035 года», которая предусматривает: 1) создание условий для резкого роста объемов и качества пассажирских и грузовых перевозок; 2) совершенствование системы управления транспортным сектором; 3) внедрение принципиально новых подходов к подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников транспортной системы.
Кроме того, с апреля текущего года для Узбекистана начала действовать специальная система преференций Евросоюза для устойчивого развития и эффективного управления (GSP+), которая предполагает отмену тарифов на текстильную продукцию и изделия из пластика, а также снятие пошлин на более 6 тысяч товаров. Как следствие, открываются дополнительные возможности для увеличения грузопотоков между Узбекистаном и ЕС.
Также Узбекистан поставил перед собой задачу к 2030 году увеличить в три раза объёмы транзитных перевозок, проходящих через его территорию, и довести этот показатель с нынешних 7 млн. до 23 млн. тонн. По информации Министерства транспорта, в настоящее время на транспортные услуги приходится около 7% ВВП страны. В ближайшие пять лет в рамках проектов на основе государственно-частного партнерства в сектор транспорта, дорожного строительства и в другие сферы планируется привлечь до 14 млрд. долл., в т.ч. иностранных инвестиций.
В свою очередь, Азербайджан также уделяет особое внимание планомерному и всестороннему развитию транспортной отрасли. На сегодняшний день в Азербайджане разрабатывается транспортная стратегия, нацеленная на: а) повышение эффективности транспортной деятельности; б) гармонизацию стратегий развития отраслевых транспортных структур с общей стратегией развития страны; в) обеспечение координации в деятельности транспортных ведомств.
Предполагается, что данная стратегия обеспечит ликвидацию разрозненности при реализации проектов транспортными структурами, устранит существующие сложности в согласовании взаимодействия видов транспорта, эффективного использования бюджетных средств и земельного фонда.
Согласно отчету Всемирного экономического форума, по состоянию дорог Азербайджан занимает первое место в СНГ, 10-е место – на азиатском континенте и 24-е место среди 141 страны мира (2021 г.). Кроме того, в Азербайджане реализуются инфраструктурные проекты по созданию международных транспортных коридоров, как «Север-Юг», «Восток-Запад», «Юг-Запад», Лазуритовый путь. Формируется также система коридоров «Каспийское море – Чёрное море», региональной железной дороги «Баку – Тбилиси – Карс». При этом особое внимание уделяется развитию и увеличению мощностей торгового порта Алят, через который проходят практически все маршруты, связывающие Центральную Азию и Кавказ.
Как отмечают зарубежные эксперты, Азербайджан и Узбекистан, осознавая значимость своего потенциала, прилагают усилия на национальном и региональном уровнях, чтобы стать узловыми хабами Центральной Азии и Кавказа.
В этих условиях особую важность приобретает стремление двух стран развивать транспортные коридоры, связывающие эти два региона, что увеличит объемы взаимных грузоперевозок и повысит транзитный потенциал не только наших двух стран, но и двух регионов в целом.
Так, важное значение для Узбекистана имеет использование транзитного потенциала железной дороги «Баку-Тбилиси-Карс», обеспечивающей выход узбекских товаров на мировой рынок. С 2018 г. реализуются меры по осуществлению пилотных транзитных перевозок внешнеторговых грузов по данному железнодорожному маршруту. В ходе нынешних переговоров стороны договорились согласовывать меры по повышению эффективности использования системы транспортных коммуникаций железной дороги «Баку–Тбилиси–Карс».
Со своей стороны Азербайджан проявляет интерес в продлении планируемой железнодорожной магистрали «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» до Каспийского моря, что усилит транзитные возможности Транскаспийского коридора.
Стороны также выражают обоюдную заинтересованность в продвижении мультимодального транспортного коридора «АТР–Китай–Кыргызстан–Узбекистан–Туркменистан–Азербайджан–Грузия–Турция–Европа», что значительно повысит торговый потенциал наших стран.
В этом контексте, весьма актуальными и своевременными представляются договоренности между Ташкентом и Баку по развитию новых коридоров, увеличению мультимодальных перевозок и созданию благоприятных условий для транспортных предприятий двух стран.
Стороны также договорились создать специальную рабочую группу под руководством министров транспорта с целью проработки вопросов устранения препятствий для двусторонней торговли и транзита товаров.
Кроме того, Узбекистан и Азербайджан подписали межправительственное Соглашение о международном автомобильном сообщении, которое регламентирует порядок и условия осуществления автоперевозок пассажиров и грузов и транзита по их территориям в/из третьих стран.
Следует отметить, что, если в 2021 г. количество перевозок между Узбекистаном и Азербайджаном составило более 1,9 тыс. единиц авто, то за 5 месяцев т.г. этот показатель вырос на 9%, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и превысил 850 ед. авто. При этом до настоящего времени двусторонние перевозки осуществлялись на основании национальных законодательств двух стран.
Подписание данного Межправсоглашения позволит урегулировать порядок оформления разрешений на перевозку грузов, а также будет способствовать дальнейшему укреплению экономических связей и развитию международных автоперевозок и транзита.
В целом, можно отметить, что достигнутые между Узбекистаном и Азербайджаном договоренности создадут прочную основу для формирования благоприятных условий для развития взаимной торговли, наращивания грузоперевозок и повышения транзитного потенциала двух стран.
Более того, Узбекистан и Азербайджан, развивая транспортную инфраструктуру, нацелены формировать вдоль транспортных маршрутов производственно-логистические центры и превратить их в экономические коридоры, что открывает новые возможности для развития экономик всех стран макрорегиона Центральной Азии и Кавказа.
Лобар Умарова,
Главный научный сотрудник
Института стратегических и межрегиональных исследований
при Президенте Республики Узбекистан
Следующее
Развитие узбекско-азербайджанского сотрудничества является одним из приоритетов внешней политики Узбекистана
Развитие отношений с Азербайджаном является одним из главных приоритетов внешней политики Узбекистана.
22.06.2022