Форум был организован в рамках практической реализации инициативы Президента Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева, выдвинутой на 75-ой сессии Генассамблеи ООН в 2020 г.
Мероприятие собрало весьма солидный состав участников: руководители министерств стран Центральной и Южной Азии, высокопоставленные должностные лица международных и региональных организаций – ООН, ОБСЕ, ЕС, РЦПДЦА, ШОС, СНГ, Интерпол, а также главы зарубежных дипмиссий в Узбекистане.
Гражданское общество было представлено ведущими экспертами зарубежных аналитических центров, неправительственных организаций и других учреждений, занимающихся вопросами противодействия угрозам терроризма и насильственного экстремизма, обеспечения прав человека и верховенства закона в условиях борьбы с терроризмом.
Значимость форума определяется тем, что он ещё раз продемонстрировал твердую решимость стран Центральной Азии продолжать вносить свой вклад в дальнейшую реализацию Глобальной контртеррористической стратегии ООН (ГКТС ООН), единогласно одобренной ГА ООН в 2006 г.
ГКТС ООН является уникальным международным документом, направленным на совершенствование национальной политики, регионального и международного сотрудничества в деле противодействия терроризму.
В ноябре 2011 г. в Ашхабаде страны Центральной Азии при поддержке РЦПДЦА и КТУ ООН на основе многосторонних консультаций и консенсуса утвердили СПД по реализации ГКТС ООН.
Таким образом, Центральная Азия стала первым регионом, начавшим комплексную и всестороннюю реализацию ГКТС ООН, а Совместный план действий в области противодействия терроризму в ЦА – первой рамочной программой в международной практике, разработанной на основе регионального подхода в целях реализации ГКТС ООН.
В рамках СПД по реализации контртеррористической стратегии ООН в Центральной Азии страны региона достигли значительных результатов. В частности, в во всех государствах созданы и продолжают совершенствоваться национальные системы противодействия терроризму, включающие развитие законодательной и нормативно-правовой базы, регламентирующей все аспекты борьбы с терроризмом в соответствии с основными направлениями ГКТС ООН, а также институциональные механизмы, обеспечивающие профилактику, предотвращение и борьбу с терроризмом, развитие международного сотрудничества в данной сфере.
В регионе внедрена и реализуется практика стратегического планирования государственной деятельности в сфере противодействия терроризму на краткосрочную перспективу, основанная на обеспечении эффективного взаимодействия и координации деятельности государственных органов, институтов гражданского общества и частного сектора по всем основным направлениям Глобальной контртеррористической стратегии ООН.
Во всех странах Центральной Азии приняты национальные стратегии по противодействию насильственному экстремизму и терроризму. При этом проводимая политика в области противодействия терроризму в странах ЦА носит инклюзивный, всеобъемлющий и последовательный характер, сочетающий общегосударственный подход к борьбе с терроризмом с подходом, основанным на участии всего общества в решении приоритетных задач по всем основным направлениям ГКТС ООН.
Важным событием нынешнего Форума стало принятие Ташкентской Декларации и обновленного Совместного плана действий по реализации ГКТС ООН в ЦА, которая была разработана на основе многосторонних консультаций.
Актуальность указанных документов обуславливается, в первую очередь, тем, что в последние годы в странах Центральной Азии возник ощутимый запрос к выработке новых механизмов и методов противодействия терроризму и экстремизму на фоне возрастающих угроз безопасности и стабильности в регионе.
В то же время Ташкентская Декларации является логическим продолжением практики утверждения резюмирующих концептуальных документов по итогам конференций высокого уровня по борьбе
с терроризмом, таких как Ашхабадская (принята в 2011 и 2017 годах), Самаркандская (2018 год) и Душанбинская (2019 год). В этом плане Ташкентская Декларация демонстрирует приверженность государств Центральной Азии к дальнейшему сотрудничеству в сфере борьбы с терроризмом.
При этом Ташкентская декларация на фоне вышеуказанных документов отличается следующим:
Во-первых, она определяет стратегические направления взаимовыгодного сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом и совместные действия стран Центральной Азии в данных направлениях;
Во-вторых, в документе поддерживается курс на партнерство в рамках обновленного Совместного плана действий по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН в ЦА.
В-третьих, выражается согласие принимать коллективные и индивидуальные меры по предотвращению и противодействию терроризму в соответствии с международными стандартами в области прав человека;
В-четвертых, закреплены новые сферы сотрудничества, как:
а) реабилитация и реинтеграция репатриированных из зон боевых действий граждан; б) предотвращение использования ИКТ в террористических целях; в) развитие государственного-частного партнерства для предотвращения и противодействия терроризму.
Кроме того, стоит отметить также и принятие на полях конференции обновлённого Совместного плана действий по реализации ГКТС ООН в ЦА. В документе страны подтвердили: 1) свою решимость в осуждении актов терроризма и борьбы с ним во всех его формах и проявлениях;
2) недопущение ассоциирования терроризма с какой-либо религией, национальностью, культурой, цивилизацией или этнической группой;
3) намерения уважать права человека в рамках борьбы с терроризмом и устранять условия, способствующие терроризму, будь они идеологическими, социально-экономическими, культурными или религиозными.
В этом ключе, страны региона признали новый СПД (2021 год) в качестве всеобъемлющей, комплексной и оперативной основы для совместных усилий по противодействию терроризму. Стороны выразили приверженность наращиванию координации и согласованности борьбы с терроризмом путем мониторинга и оценки национальных стратегий, разработанных на основе регионального СПД.
В обновленном СПД страны призывают структуры ООН сохранять поддержку по координации контртеррористической деятельности, а также ряд международных организаций укреплять оказываемую ими финансовую, материальную и техническую помощь.
В целом, итоги Конференции и принятие важных концептуальных документов являются свидетельством твердой приверженности государств Центральной Азии региональному сотрудничеству по вопросам противодействия общим вызовам и угрозам безопасности, а также готовности к тесному взаимодействию в борьбе со всеми формами и проявлениями терроризма на основе общего стратегического подхода.
Более того, особенностью данного форума является то, что он позволит продемонстрировать единство и решительность стран Центральной Азии сообща противодействовать общим вызовам и угрозам, готовность государств региона принимать скоординированные и согласованные меры в целях обеспечения общей и неделимой безопасности.
Акрамжон Неъматов
Первый заместитель директора ИСМИ при Президенте Республики Узбекистан
Предыдущее
Директор ИСМИ Элдор Арипов: Президент Узбекистана предложил открыть в Центральной Азии офис КТУ ООН в качестве первоочередной инициативы по развитию дальнейшего регионального сотрудничества
«Данная структура должна будет превратиться в механизм постоянного мониторинга и критической оценки реализации Контртеррористической стратегии в регионе», - заявил директор Института стратегических и межрегиональных исследований Элдор Арипов на первом секционном заседании...
04.03.2022Следующее
Президент Узбекистана предложил учредить региональный экспертный совет по вопросам реабилитации и реинтеграции радикализированных граждан
3-4 марта в Ташкенте состоялась международная конференция высокого уровня «Региональное сотрудничество стран Центральной Азии в рамках Совместного плана действий по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН».
04.03.2022