Укрепление антитеррористического потенциала на южных рубежах СНГ – требование времени

15 октября Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, выступая на заседании Совета глав государств СНГ, подчеркнул необходимость усиления сотрудничества по защите внешних границ Содружества, повышения боеспособности вооружённых сил, а также взаимодействия между пограничными и другими специальными службами.

Несомненно, что такое предложение лидера Узбекистана сформулировано на основе глубокого и всестороннего анализа текущей ситуации на южных рубежах СНГ.

Складывающаяся сегодня военно-политическая обстановка внутри и вокруг Афганистана остается крайне противоречивой и неоднозначной. Затянувшийся процесс политических преобразований и сложное социально-экономическое положение в стране создают условия для роста угроз терроризма, экстремизма, наркотрафика, трансграничной организованной преступности, увеличиваются риски возникновения приграничных вооружённых конфликтов.

Многие эксперты констатируют сохранение высокой вероятности концентрации и усиления террористической активности в стране, прогнозируют возможную гуманитарную катастрофу, рост миграционных потоков и беженцев.

В таких сложных условиях, когда требуются совместные и скоординированные усилия возрастает роль межгосударственных объединений. Как подчеркнул в своем выступлении Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев «сегодня СНГ – это востребованная и эффективная платформа с особой консолидирующей ролью в продвижении наших общих интересов».

Именно общие интересы требуют сегодня укрепления военного и антитеррористического потенциала на южных границах Содружества.

В данном контексте стоит отдельно подчеркнуть, что наряду с политической, экономической, гуманитарной составляющими взаимодействия стран СНГ сотрудничество в сфере обеспечения безопасности остается важнейшей основой стабильного и гармоничного развития Содружества, предметом постоянного внимания со стороны руководства стран-участниц.

Как отметил в одном из интервью Председатель Исполкома СНГ Сергей Лебедев «в последние годы на передний план вышла проблема обеспечения безопасности и стабильности на пространстве СНГ. Всего десять лет назад она была на третьем месте, после экономики и гуманитарной сферы».

Узбекистан, активно участвуя в деятельности Организации, наравне с другими государствами-членами, определяет дальнейшую стратегию развития взаимовыгодного сотрудничества в рамках объединения, в том числе в области безопасности.

В рамках председательства нашей страны в объединении приняты такие важные документы как «Концепция военного сотрудничества государств – участников СНГ до 2025 года» и «Программа сотрудничества государств-участников СНГ в укреплении пограничной безопасности на внешних границах на 2021-2025 годы».

Несомненно, ответственная реализация данных и других документов в области безопасности повысит эффективность принимаемых мер по обеспечению неприкосновенности южных рубежей Содружества.

Большая роль в этом отводится отраслевым органам Содружества в сфере безопасности и обороны: советам министров обороны, внутренних дел, органов безопасности и специальных служб, командующих погранвойсками, Антитеррористического центра СНГ и другим. Здесь стоит особо подчеркнуть, что из более чем 60 отраслевых органов Содружества 20 функционируют в сфере безопасности.

В их деятельности актуальным сегодня представляется усиление взаимодействия по линии спецслужб, оборонных и пограничных ведомств, путём обмена оперативной информацией, проведением совместных учений на границе, подготовки военных кадров, расширения кооперации в военно-технической области.

Крайне важно вести постоянный мониторинг обстановки на границе с Афганистаном, оперативно обмениваться значимой информацией, наладить скоординированную работу специальных служб и правоохранительных органов. На регулярной основе проводить совместные профилактические, оперативно-розыскные мероприятия и специальные операции.

Военные учения по различным аспектам безопасности необходимо проводить непосредственно на границе. В ходе маневров на основе моделирования различных вариантов развития ситуации, органы военного управления и воинские формирования силовых структур должны обмениваться практическим опытом противодействия терроризму, а также повышать уровень слаженности и согласованности при подготовке и ведении совместных боевых действий с вооружёнными формированиями международных террористических организаций.

В то же время, качественное решение общих задач в сфере безопасности требует продолжения и расширения практики сотрудничества в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, а также научного обеспечения деятельности всех заинтересованных государственных органов и служб.

В целом, в условиях нарастания конфликтного потенциала в мире и регионе, сохраняющегося высокого уровня террористической угрозы, вопросы безопасности остаются приоритетными в деятельности СНГ. При этом главными направлениями будут выступать сохранение и укрепление военного и военно-технического сотрудничества для обеспечения мира и поддержания международной стабильности, дальнейшее развитие взаимодействия в области обеспечения пограничной безопасности, противодействия террористической и экстремистской деятельности, а также организованной преступности.

Шухрат Шаймулин.
Главный научный сотрудник Института стратегических и межрегиональных исследований
при Президенте Республики Узбекистан.

Источник