Укрепление транспортно-коммуникационной взаимосвязанности – важный фактор достижения всеобщего экономического процветания ШОС

В своём выступлении в 22-м заседании Совета глав государств ШОС Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев особо подчеркнул важность более широкого использования транспортно-транзитного потенциала, развития транспортной взаимосвязанности стран-участников Организации для интенсификации торгово-экономических связей, усиления промышленной кооперации и расширения доступа к глобальным рынкам и озвучил ряд инициатив в данном направлении.

Глава нашей страны отметил, что принятие в рамках Самаркандского саммита Концепции ШОС по укреплению взаимосвязанности и создание эффективных транспортных коридоров и подписание трёхстороннего Соглашения о строительстве железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» стали не только важными историческими событиями, а также важными шагами на пути дальнейшего укрепления транспортного взаимодействия между странами-участниками ШОС.

В данном контексте Шавкат Мирзиёев призвал поддержать стратегический проект Трансафганского коридора «Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар», соединяющего железнодорожную инфраструктуру Центральной и Южной Азии через Афганистан. Реализация данной железной дороги создаст уникальные возможности для наращивания межрегиональной торговли и будет способствовать установлению мира и стабильности в Афганистане.

В условиях диверсификации глобальных цепочек поставок особое значение приобретает укрепление сотрудничества в рамках ШОС в транспортно-транзитной сфере путём совершенствования нормативно-правовой базы, разработки эффективных механизмов реализации транспортной стратегии Организации, координации совместных действий таможенных служб государств и совместного строительства межрегиональных транзитных маршрутов. 

Формирование современной разветвлённой системы транспортно-транзитных маршрутов на пространстве ШОС и проведение совместных мероприятий в данной сфере носят взаимовыгодный характер, а также направлены на решение задач, отвечающих интересам стран-участниц Организации. 

В данном ключе Президент Республики Узбекистан выступил с инициативой создания под эгидой ООН межрегионального центра по взаимосвязанности в Ташкенте, который, несомненно, придаст положительный импульс развитию трансрегиональной интегрированной транспортно-логистической системы. 

Ещё одним важным предложением лидера Узбекистана стало проведение первого Транспортного форума ШОС в нашей стране для разработки совместных действий по практической реализации транспортной стратегии Организации.

Столь пристальное внимание Главы Узбекистана вопросам расширения транспортной взаимосвязанности на пространстве ШОС является неслучайным. Наше государство совместно с партнёрами стремится эффективно использовать географические особенности огромного пространства ШОС, когда страны могут выступать в роли главных связующих звеньев между Востоком и Западом, Севером и Югом. 

Иными словами, данное пространство выглядит как своеобразный мост с уникальными возможностями по расширению торгово-экономических, энергетических и культурно-гуманитарных связей между странами ШОС. Это выступает в качестве важного фактора сближения входящих в Организацию государств.

Следует отметить, что в настоящее время наблюдаются позитивные тенденции по укреплению отношений между странами ШОС. На уровне глав государств Организации установились политическое доверие и взаимопонимание, отмечается общность подходов по различным направлениям взаимодействия и стремление к сближению стран и народов. Все это создаёт идеальные условия для усиления транспортной взаимосвязанности путём формирования новых международных транспортных коридоров на пространстве ШОС.

Дальнейший рост количества полноправных участников Шанхайской Организации за счёт государств, имеющих статус наблюдателей, а также партнёров по диалогу также позволит последовательной разработке и реализации новых проектов в транспортно-транзитной сфере. Все это требует определённого переосмысления характера транспортного взаимодействия в рамках ШОС, обновления его стратегической парадигмы, выхода на новые перспективные направления.

Сарвар Камолов

Главный научный сотрудник ИСМИ 
при Президенте Республики Узбекистан