Узбекистан активно интегрируется в международные транспортные коридоры

Накануне иранское издание Tehrantimes сообщило о запуске и успешной реализации пилотного проекта транзитного автомобильного коридора Иран-Афганистан-Узбекистан. Как заявил генеральный директор Транзитного бюро Ирана (IRICA) Мостафа Аяти, через транспортный коридор Иран отправил первые два транзитных груза из порта Шахид Раджаи в южном портовом городе Бендер-Аббас в Узбекистан, пройдя через пограничный терминал Догхарун с Афганистаном.

Несомненно, эффективное использование транзитных возможностей данной магистрали, которая может стать важным структурным звеном международного транспортного коридора «Север-Юг», будет способствовать как экономическому, так и социальному прогрессу на обширном евразийском пространстве, усиливая трансрегиональную торгово-экономическую взаимосвязанность.

В то же время с учетом уже функционирующего автомобильного коридора «Китай – Кыргызстан – Узбекистан» данный транзитный маршрут может выступить важным элементом международного транспортного коридора «Восток-Запад». В этом плане хотелось бы напомнить, что страны Центральной Азии уже активно взаимодействуют в рамках транспортного коридора «Баку-Тбилиси Карс», через который с начала 2020 г. запушены грузовые перевозки в Грузию через Узбекистан. Данный маршрут позволит наладить регулярные перевозки грузов из Турции и Европы в страны Центральной Азии и Китай и наоборот. Соединение Центральной Азии через Каспий с Европой обеспечит более короткий путь для перевозок грузов.

В целом, формирование разветвлённой транспортно-коммуникационной системы в Центральной Азии позволит в полной мере реализовать транспортно-транзитный потенциал региона и будет иметь мультипликативный эффект для устойчивого развития центрально-азиатского пространства.

Так, рассматриваемый коридор придаст новый импульс эффективному использованию трансафганского коридора, что в перспективе обеспечит Центральную Азию кратчайшим выходом к портам Индийского океана и Персидского залива, соединит Южную Азию с рынками Европы и Китая.

Реализация потенциала Афганистана в качестве наземного моста, в свою очередь, станет важным фактором устойчивого развития и интеграции Афганистана в региональные торгово-экономические связи.

Это в полной мере отвечает внешнеполитическим приоритетам Узбекистана, который рассматривает восстановление мирной экономики Афганистана в качестве ключевого условия долгосрочной стабилизации ситуации в данной стране.

Узбекистан в данном направлении уже проводит значительную работу, что стало очевидным особенно в условиях пандемии. Так, за первое полугодие 2020 г. вдвое, то есть на 50,7%, увеличились железнодорожные перевозки, достигнув 2,20 млн. тонн. При этом масштаб и номенклатура взаимной торговли не то что бы сохранились, но и существенно расширились.
В частности, за этот период объем товарооборота Узбекистана с Афганистаном вырос на 24%, составив 332,9 млн. долл. Это стало важным фактором поддержания стабильности в Афганистане в условиях гуманитарного кризиса.

Вместе с тем необходимо продолжить работу по эффективному использованию транзитных возможностей обширного евразийского пространства, в том числе и Центральной Азии.

Для этого важно сконцентрировать совместные усилия на развитие инфраструктуры логистических центров, стыкующих различные виды транспорта, модернизацию существующих сетей и транспортных объектов, ускорение процессов гармонизации и унификации стандартов в сфере транспорта, а также фитосанитарных правил.

Особого внимания требуют упрощение таможенных и визовых процедур, а также синхронизация и повышение эффективности работы пунктов пропуска на государственных границах, внедрение современных информационно — коммуникационных технологий.

В этой связи особую актуальность приобретают инициативы Президента Республики Узбекистан, выдвинутые на международной конференции «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров: стратегические перспективы и нереализованные возможности» в Ташкенте в 2018 г., в частности о разработке Стратегии по развитию региональных транспортных коридоров Центральной Азии, принятии на ее основе региональной Программы по устойчивому развитию транспортной системы Центральной Азии и формировании Регионального совета по транспортным коммуникациям стран Центральной Азии, который станет координирующей структурой в решении имеющихся проблем в транспортно-логистической сфере.

Фаррух Жураев,

руководитель отдела Института 

стратегических и межрегиональных

исследований при Президенте

Республики Узбекистан