Узбекистан и Казахстан выступают за развитие транспортно-транзитного потенциала

Значимым политическим событием последних дней стал государственный визит Президента Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаева, состоявшийся по приглашению Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева.

В ходе переговоров, которые прошли в открытой, доверительной и дружеской атмосфере, стороны обсудили широкий круг вопросов повестки по развитию многопланового взаимовыгодного сотрудничества в политической, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах.

По итогам визита был подписан солидный пакет документов, включающий 17 соглашений, договоров и меморандумов. Безусловно, ключевым из них стал «Договор между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан о союзнических отношениях», который подтвердил особый характер межгосударственных взаимоотношений и твердую решимость их укреплять. Он ознаменовал еще одну важную веху в развитии и углублении двустороннего сотрудничества и вывел взаимодействие на этап союзнических отношений.

Документ отвечает долгосрочным интересам братских государств, закрепляет их единые подходы к важнейшим вопросам дальнейшего развития взаимодействия на двустороннем, региональном и международном уровнях.

Обращает на себя внимание и то, что принятие Договора стало историческим событием и в региональном измерении. Так, впервые в Центральной Азии страны региона установили союзнические отношения, что свидетельствует об укреплении в центральноазиатском пространстве добрососедства, взаимного доверия, уважения и стремлении тесно взаимодействовать в деле укрепления атмосферы мира и согласия в регионе, продвигая взаимные интересы и идеи регионального сближения.

В качестве одного из направлений сотрудничества в союзническом Договоре определено развитие кооперации в сфере транспорта и логистики. Ташкент и Астана намерены создавать необходимые правовые, экономические и организационные условия для дальнейшего развития взаимосвязанной транспортной системы, которая нацелена на обеспечение взаимовыгодной транспортировки грузов и перевозку пассажиров, а также на повышение транзитного потенциала транспортных коридоров.

При этом предусматривается установление тесного взаимодействия в создании на своих территориях благоприятных условий по упрощению процедур для транзитных перевозок товаров.

Несомненно, развитие в рамках союзнического договора кооперации в транспортных и логистических секторах экономики является логическим продолжением активного сотрудничества в этих направлениях.

В частности, за последнее время благодаря благоприятной тарифной политике наблюдается позитивная динамика между нашими странами в автомобильных и железнодорожных грузоперевозках. В 2021 г. объём автоперевозок составил 1,5 млн. т и увеличился по сравнению с 2020г. на 41%, в то время как перевозки железной дорогой сохранились на уровне предыдущего года - 20,6 млн. т. При этом за 10 месяцев 2022 г. эти показатели достигли 1,4 млн. т (+22,3%) и 15,8 млн. т (+0,3%), соответственно.

Также с 2019г. по настоящее время общее количество еженедельных авиарейсов увеличилось с 22 до 32. Причем авиасообщения осуществляются не только между столицами. Так, функционируют регулярные рейсы по маршрутам Ургенч – Актау, Самарканд – Алматы, Ташкент – Туркестан, Нукус – Актау.

Более того, Узбекистан и Казахстан существенно нарастили взаимодействие в реализации совместных транспортных инфраструктурных проектов и выражают готовность осуществить их в ближайшее время.

Так, в ходе саммита Шавкат Мирзиёев подчеркнул, что сегодня Узбекистан и Казахстан планируют кратно увеличить объёмы перевозимых грузов, ускорив реализацию уже запланированных и новых транспортных и логистических проектов.

Среди них строительство автодороги Учкудук – Кызылорда, инициированное в декабре 2021г. Автострасса сократит расстояние между городами более чем в 4 раза и станет частью международного коридора Кызылорда – Жезказган – Павлодар – граница России.

Также 1 апреля 2022 г. был запущен первый пассажирский поезд «Нукус–Бейнеу–Нукус», а с мая 2022 г. - регулярный скорый поезд «Алматы–Ташкент–Алматы». Обсуждается запуск скоростных поездов по линии «Туркестан-Шымкент-Ташкент», которая свяжет туристические маршруты двух стран и существенно увеличит взаимный поток туристов.

Предусматривается строительство нового железнодорожного маршрута «Мактаарал–Дарбаза», который обеспечит возможность дополнительных объёмов в сообщении с Узбекистаном и снизит нагрузку на действующий пограничный переход «Сарыагаш-Келес».

Наши страны заинтересованы в развитии и эффективном использовании транзитного потенциала друг друга. Для Казахстана Узбекистан – это выход на Южную Азию и Ближний Восток, для Узбекистана территория соседней страны – это доступ на рынки ЕАЭС, Кавказа и Европы.

В этих целях стороны выступают за наиболее полную загрузку портов Каспийского моря, крупных трансграничных логистических центров. Намерены в перспективе использовать широкие возможности Трансафганского коридора «Термез–Мазари-Шариф–Кабул–Пешавар», который не только сократит время и стоимость доставки товаров, но и будут способствовать превращению центральноазиатского региона в транспортно-логистический хаб.

Более того, Узбекистан и Казахстан начали активно работать над созданием логистических центров. В частности, в рамках саммита состоялся запуск проекта по строительству современного мультимодального транспортно-логистического центра в Ташкентской области. Общая площадь складских помещений составит 248 тыс. кв. м, вместимость ж/д путей – 1240 вагонов и 11,1 тыс. ед. контейнеров. Центр позволит нарастить логистический потенциал для перевозки международных грузов по транспортным маршрутам Восток-Запад и Север-Юг.

Между тем Ташкент и Астана не случайно уделяют особое внимание интеграции транспортных систем. Её развитие играет стратегическую роль в плане эффективной реализации экономического потенциала двух стран и региона ЦА. Благодаря транспортной взаимосвязанности растут объемы торговли, количество туристов, активизируется бизнес.

К примеру, за последние 5 лет объем взаимной торговли вырос более чем вдвое, а по итогам текущего года приблизится к 5 млрд. долл. Более того, за этот период общий внешнеторговый оборот стран Центральной Азии вырос на 54%, достигнув 167 млрд. долл., внутрирегиональная торговля показала рост в 3 раза - с 5,5 до 16,5 млрд. долл.

Резюмируя можно сказать, что саммит продемонстрировал высокий интерес сторон к усилению системы транспортной взаимосвязанности и понимание того, что именно совместное развитие транспортных коридоров является одним из ключевых факторов, содействующих обеспечению стабильности, процветания и устойчивого развития наших стран и Центральной Азии.

Мурад Узаков

Руководитель отдела ИСМИ при Президенте Республики Узбекистан

Источник