Инициатива по выработке новых, в том числе «нестандартных» подходов к развитию торгово-экономических и инвестиционных связей между государствами-членами ШОС в условиях пандемии, выдвинутая Президентом Республики Узбекистан на очередном саммите СГГ, является актуальной и своевременной, имеет важное значение не только в контексте борьбы с последствиями экономической стагнации, но и в рамках практической реализации экономического потенциала Организации.
Как известно, последствия пандемии COVID-19 серьёзно повлияли на глобальную торговлю и инвестиции. Согласно данным ЮНКТАД, по итогам 2020 года общегодовой показатель падения объемов глобальной торговли составит 7-9% или около 1,5 триллиона долларов. Заметно сократились глобальные потоки прямых иностранных инвестиций, объем которых в текущем году снизится на 40% по сравнению с показателем 2019 года до отметки ниже 1 триллиона долларов.
Страны ШОС также не остались в стороне от последствий пандемии COVID-19, которые оказали негативное влияние на взаимную торговлю, потоки капитала между странами в том числе из-за сбоев в цепочке поставок, снижения производства товаров, услуг и прекращения транспортных сообщений. Если до ковидного периода совокупный объем ВВП стран ШОС составлял более 18 триллионов долларов, а внешнеторговый оборот – более 6,3 триллионов долларов, то на сегодняшний день данные показатели имеют тенденцию к снижению.
При отсутствии эффективных мер по преодолению кризиса восстановление экономики стран-участниц Организации после COVID-19 может стать затяжным процессом.
В этой связи Президент Узбекистан озвучил ряд мер, которые призваны придать новую динамику взаимовыгодному торгово-экономическому и инвестиционному сотрудничеству. К ним относятся, в частности, 1) устранение барьеров во взаимной торговле; 2) упрощение таможенных процедур, их гармонизацию и цифровизацию; 3) развитие электронной коммерции между нашими странами; 4) поощрение взаимных инвестиций.
Реализация указанных мер даст важный толчок дальнейшему развитию сотрудничества между нашими странами в таких перспективных сферах экономики, как – умное сельское хозяйство, зеленные технологии, цифровая экономика, электронная торговля и др., в которых страны ШОС имеют огромный не реализованный потенциал.
Узбекистан последовательно продвигает политику, направленную на наполнение торгово-экономических и инвестиционных связей конкретными предложениями на международных площадках. В частности, накануне Президент Шавкат Мирзиёев на церемонии открытия третьей Китайской международной выставки импортных товаров инициировал, в том числе, первое, развитие промышленной кооперации, организации новых совместных производств по глубокой переработке минерально-сырьевых ресурсов и выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью для выхода на экспортные рынки; второе, выработку совместных мер по еще более широкому внедрению информационных технологий в сферы международной торговли, таможенного оформления, транспорта, в том числе увеличение объемов торговли за счет использования электронных торговых площадок и реализации перспективных предложений в области электронной коммерции.
Как показывают результаты исследований, пандемия привела к ускоренному развитию новых технологий во многих отраслях экономики. К примеру, с начала вспышки коронавируса объем покупок через интернет увеличился на 20%, в сложный для энергетической отрасли период спрос на возобновляемые источники энергии не только снизился, но и возрос на 1,5%, доля цифровой экономики в общем объеме мирового ВВП достигла 15%.
В этой связи обоснованность выдвинутой инициативы подтверждается и заключениями многих международных организаций и компаний. К примеру, Fitch Solutions в качестве одной из мер по преодолению кризиса призывает страны развивать двустороннее и внутрирегиональное торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество. Отмечается, что ускорение торговли между соседними странами является «скрытой возможностью» в условиях разрыва глобальных цепочек поставок.
По мнению экспертов ЮНКТАД, страны и компании, которые сделают электронную торговлю основой своей бизнес-стратегии, лучше других подготовятся к постковидной эпохе.
Следует отметить, что инициативы Президента Узбекистана на международных площадках призваны создать благоприятную внешнюю среду для реализации масштабной программы модернизации экономики Узбекистана. Сегодня в нашей стране последовательно проводится курс на либерализацию экономики, создается еще более благоприятный инвестиционный климат и упрощается внешнеторговый режим. Реализуется политика по сокращению сырьевого экспорта, диверсификации и наращиванию производства продукции с высокой добавленной стоимостью, а также принимаются практические меры по цифровизации различных отраслей экономики. На днях одобрена Стратегия «Цифровой Узбекистан – 2030» с целью ускоренного развития цифровой индустрии в республике.
Включение вышеуказанных предложений узбекской стороны в План мероприятий на 2021-2025 годы по реализации Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС позволит придать новый импульс торгово-экономическому и инвестиционному сотрудничеству, способствует преодолению последствий нынешнего «коронакризиса» и послужат обеспечению всеобщего процветания на пространстве ШОС.
Руководитель отдела ИСМИ
при Президенте Республики Узбекистан
Алишер Низамов
Следующее
ИСМИ: Цифровая грамотность должна стать локомотивом развития пространства ШОС
Предложение Узбекистана о разработке Программы ШОС по развитию цифровой грамотности направлено на объединение усилий в развитии «цифровой повестки» ШОС.
11.11.2020