25 сентября 2015 г. в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке мировые лидеры одобрили разработанный Генеральной ассамблеей ООН «План достижения лучшего и более устойчивого будущего для всех» и пообещали избавить человечество от нищеты и «исцелить» планету.
Итоговый документ Генассамблеи, получивший название «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», содержит 17 глобальных целей и 169 соответствующих задач и принят всеми странами мира в качестве целевого ориентира в построении справедливого общества.
При этом все глобальные цели и задачи носят комплексный и неделимый характер, обеспечивая сбалансированность экономического, социального и экологического роста – трёх главных компонентов устойчивого развития.
В 2015г. Узбекистан также принял на себя обязательства по реализации Глобальной Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030г. Согласно постановлению Правительства, взята на целевой контроль реализация целей и задач в области устойчивого развития. Система мониторинга включает 190 индикаторов, по 128 из которых публикуются данные на портале Агентства статистики.
Парламентская комиссия по мониторингу Целей устойчивого развития (ЦУР), гражданское общество, молодежь и ведущие национальные ННО активно вовлечены в работу по продвижению ЦУР.
По инициативе Президента Республике Узбекистан 14 декабря 2022г. Генеральная ассамблея ООН единогласно одобрила резолюцию «Об усилении роли парламентов в ускорении достижения Целей устойчивого развития».
С 2022г. реализация ЦУР в Узбекистане сопровождается масштабными реформами в рамках «Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026гг.», направления которой полностью созвучны с национальными целями и задачами в области устойчивого развития. Основная цель Стратегии – сделать Узбекистан страной с доходом выше среднего к 2030г.
Стратегия в большей степени ориентирована на результат с конкретными, предлагаемыми измеримыми целями, которые должны быть достигнуты к 2026 г. (сокращение бедности вдвое, увеличение охвата дошкольным образованием и высшим образованием до 80% и 50% соответственно). Ориентирами стратегии являются улучшение управления и демократических институтов, борьба с коррупцией, продвижение гражданского общества и свободы слова, децентрализация, поддержка развития сельских районов и устойчивое развитие уязвимых регионов.
С 2020 г. экономика Узбекистана демонстрировала высокие темпы роста, несмотря на глобальные и региональные кризисы (COVID-19, геополитические риски). Даже в период разгара пандемии, экономика показала рост на 2%. В 2021 и 2022 годах экономика росла на 7,4% и 5,7% соответственно.
Благодаря политике, направленной на повышение уровня жизни населения, с 2017 г. уровень бедности в стране снизился вдвое.
Руководствуясь принципом «не оставить никого позади», Узбекистан реализует ряд программ, нацеленных на повышение человеческого капитала и социальную инклюзивность. В частности, увеличен охват дошкольным образованием с 21% в 2015 г. до 70% в 2022 г., в высшем образовании – с 8% до 38% соответственно. При этом, в результате мер по поощрению доступа женщин к высшему образованию, в том числе посредством предоставления целевых бесплатных и льготных кредитов, создания дополнительных квот, удвоилось количество женщин в высших учебных заведениях. В результате, 49% студентов, поступивших в вузы в прошлом году, составляли девушки. Доля женщин в сфере государственного управления впервые достигла 35%.
Следует отметить, что в последние годы в Узбекистане уделяется приоритетное внимание вопросам защиты женщин и обеспечения гендерного равенства. Государственная политика нацелена на реализацию принципа равных прав и свобод, создание равных возможностей для женщин и мужчин в соответствии с Конституцией Узбекистана.
В целях совершенствования системы надежной защиты прав, свобод и интересов женщин и детей в апреле 2023 г. был принят новый Закон, который впервые предусматривает уголовную ответственность за домогательства и преследования женщин.
Создана уникальная система обеспечения социальных и культурных прав граждан. Реализуется свыше 20 государственных социальных программ и концепций, таких как «Обод кишлок», «Обод махалла», «Yoshlar – kelajagimiz», «Пять инициатив». В рамках реформ системы социальной защиты создан Единый социальный реестр социально-уязвимых семей, молодежи и женщин, нуждающихся в поддержке государства.
Помимо этого, определив новый порядок расчета минимальных потребительских расходов в 2021 г., Правительство Узбекистана повысило свои амбиции в отношении целей снижения бедности. В результате этих реформ увеличились размеры и охват социальных выплат в более чем 3 раза, а также повысилась прозрачность и доступность этой услуги.
В рамках ЦУР ООН принимаются меры, направленные на реализацию национальных целей, достижение уровня государств с высоким индексом человеческого развития (интеллектуального потенциала, грамотности, средней продолжительности жизни), обеспечение широкого внедрения инноваций в социальную сферу.
Для стимулирования занятости, создания устойчивых рабочих мест и увеличения доходов граждан образованы институт самозанятости, а в регионах республики – Моно-центры «Ишга Мархамат», занимающиеся профессиональным обучением, подготовкой и повышением квалификации населения.
В целях активного вовлечения подрастающего поколения разработана Концепция развития государственной молодежной политики, в основе которой лежит принцип «работа с молодежью и в ее интересах», изложенный в Стратегии ООН «Молодежь – 2030».
По всей республике в целях обеспечения всеобщего доступа к комфортному и доступному жилью реализуются масштабные строительные работы и программы льготных ипотечных кредитов.
В Рамках Парижского соглашения по климату, Узбекистан увеличил более чем в 3 раза свои обязательства, планируя сократить выбросы парниковых газов на единицу ВВП с 10% до 35% к 2030г. В связи с этим, принята Стратегия по переходу к зеленой экономике до 2030 г., которая подразумевает увеличение доли возобновляемых источников энергии до 25% в общем объеме выработки электроэнергии до 2026 г., удвоение энергоэффективности и снижение вдвое энергоемкости ВВП.
Вместе с тем, демографический рост в стране потребует продолжения важных структурных реформ в экономике, а также углубления преобразований в управленческом, социальном и экологическом измерениях для достижения ЦУР. При этом сотрудничество с профильными агентствами ООН рассматривается в качестве ключевого условия успешности Узбекистана на этом пути.
Достижение международным сообществом целей устойчивого развития изначально предполагалось к 31 декабря 2030 г. Поступательное развитие стран в первые пять лет реализации Повестки дня позволяло надеяться на успешное решение всего комплекса задач.
Однако, наблюдаемые в настоящее время глубокая трансформация и острая поляризация системы международных отношений ведут к разрыву традиционных логистических цепочек, дестабилизируют торговые и инвестиционные потоки, усугубляют проблемы обеспечения продовольственной и энергетической безопасности, нарушают образовательную и трудовую жизнь людей, провоцируют социальные потрясения и нестабильность в разных частях мира.
Как следствие, сегодня, на полпути к достижению Целей устойчивого развития, их реализация по признанию Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша, находится «под угрозой». «Сегодня только 15% целей выполняются. Многие идут в обратном направлении. Вместо того, чтобы никого не оставить позади, мы рискуем оставить позади ЦУР», - заявил глава ООН на прошедшем на полях Генеральной Ассамблеи ООН 18-19 сентября 2023 г. Саммите по ЦУР.
Учитывая нынешние тенденции, 575 млн человек (почти 7% населения мира) по-прежнему будут жить в крайней нищете в 2030 г. по сравнению с 800 млн в 2015 г. (10,8%). Если в 2015 г. голодали 589 млн человек, то к 2021 г. это число выросло до 768 млн. Агентство здравоохранения ООН сообщило, что более 4,5 млрд человек во всем мире не имеют доступа к основным медицинским услугам. Согласно данным ЮНЕСКО, число детей, не посещающих школу, увеличилось на 6 млн, в результате чего их общее число достигло 250 млн.
Согласно оценке выполнения 140 задач в рамках ЦУР, только около 12% реализуются по графику, половина – отстают от графика, а около 30%, включая продовольственную безопасность, борьбу с изменением климата и защиту биоразнообразия опустились ниже базового уровня 2015 г. либо остановились.
В соответствии с докладом о достижении ЦУР «Времена кризиса, времена перемен: наука для ускорения преобразований для устойчивого развития» (2023 г.), подготовленного к Саммиту по ЦУР, «без срочной коррекции курса и ускорения человечество столкнется с длительными периодами кризиса и неопределенности, вызывающих и усиливающих бедность, неравенство, голод, болезни, конфликты и стихийные бедствия».
Итогом состоявшегося Саммита по ЦУР 2023 г. стала Политическая декларация лидеров стран, в которой они подчеркнули свою коллективную приверженность построению устойчивого, инклюзивного и процветающего мира к 2030 г. Декларация призывает к немедленным действиям по реализации предложенного Генеральным секретарем ООН значительного увеличения финансирования для достижения ЦУР на сумму 500 млрд долл. каждый год.
Как отметил Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН 19 сентября т.г.: «Мы решительно продолжим политику строительства Нового Узбекистана как правового, светского, демократического и социального государства». Принятая нами Стратегия развития «Узбекистан – 2030» «созвучна Целям устойчивого развития ООН, и мы неукоснительно выполняем все наши обязательства», - заявил глава нашего государства.
Узбекистан продолжит сотрудничать с ООН в вопросах повышения благосостояния человека, обеспечения устойчивости экономики, продовольственной системы и здорового питания, всеобщего доступа к энергетике и ее декарбонизация, улучшения условий проживания и сохранения экологического достояния.
При этом, повышение благосостояния человека является основным вектором деятельности государства. Как было отмечено Президентом нашей страны Ш.Мирзиёевым, в несколько раз будет увеличена обеспеченность населения питьевой водой, а также охват здравоохранением, образованием и другими социальными услугами. «К 2030 г. будут созданы возможности для того, чтобы каждый ребенок посещал детский сад, а каждый второй выпускник школы учился в ВУЗе».
Особо подчеркнуто, что Узбекистан продолжит системную работу по достижению гендерного равенства. В этой связи, в рамках дальнейшего расширения сотрудничества со структурой «ООН – Женщины», Глава нашего государства в качестве совместной инициативы с ООН предложил провести в следующем году в Узбекистане Азиатский форум женщин для обсуждения вопросов реализации их созидательного потенциала и обмена опытом в этой сфере.
Учитывая сложную ситуацию с потеплением климата и особо негативные последствия этого для нашего региона в вопросе достижения ЦУР, Ш.Мирзиёев предложил учредить «Центральноазиатский климатический диалог» и выступил с инициативой принятия резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Центральная Азия перед лицом глобальных климатических угроз: солидарность во имя общего процветания».
В целом, Узбекистан стремится играть активную роль в поиске путей экономического развития, выдвигая инициативы на международном уровне, а также принимая меры по обеспечению стабильности и безопасности в регионе и стране. Однако, в условиях обострения глобальных кризисных явлений, очевидно, что ни одна страна не может надеяться на то, что ей удастся избежать этих глобальных рисков и вызовов или справиться с ними в одиночку. Генеральный секретарь ООН А.Гутерриш в своем видеообращении к участникам Астанинского международного форума «Решение проблем посредством диалога: к сотрудничеству, развитию и прогрессу», прошедшего 8 июня 2023 г. заявил, что: «Все глобальные проблемы мы можем решить, только объединив усилия и работая рука об руку».
В этой связи, подытоживая свое выступление на 78-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Президент Республики Узбекистан обратился ко всем странам с призывом «задуматься о том, какую планету мы оставим будущим поколениям». «Только общими стремлениями и совместными усилиями можно достичь прочного мира и процветания», заявил лидер нашего государства, подтвердив готовность Узбекистана к углублению широкого и долгосрочного партнерства с институтами Организации Объединенных Наций и всеми государствами.
Шариф Ахмедов,
Главный научный сотрудник ИСМИ при Президенте Республики Узбекистан
Предыдущее
Эксперт: Центральная Азия и США укрепляют взаимовыгодное и многоплановое сотрудничество
19 сентября в г.Нью-Йорке состоялся саммит «Центральная Азия — США», который впервые с момента создания данной диалоговой площадки в 2015г. прошел на уровне лидеров стран-участниц.
22.09.2023Следующее
Узбекистан выступает за консолидацию усилий всего мирового сообщества по афганскому вопросу
19 сентября в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке состоялись общеполитические дебаты 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, на которых выступил Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев.
22.09.2023