«Зеленая» энергетика - локомотив сотрудничества между Узбекистаном и Германией

Состоявшийся визит Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Германию без преувеличения стал прорывным и ознаменовал собой начало нового этапа в двусторонних отношениях.

Примечательно, что особое внимание в ходе переговоров было уделено развитию сотрудничества в сфере «зеленой» энергетики. И это не удивительно, ведь данное направление является не только одной из важнейших и определяющих сфер для развития экономики как Узбекистана, так и Германии, но и экономической политики в целом, особенно в условиях климатического перехода и сильной волатильности цен на ископаемые виды энергоносителей.

То, что обе стороны придают важное значение развитию этой отрасли, было видно и по представительству немецких компаний, участвовавших в работе бизнес-форума, состоявшегося в рамках визита. В частности, такие компании как Siemens Energy, Lasselsberger, Linde Group, Mangold Consulting, DB Engineering, являющиеся мировыми лидерами в разработке и внедрении технологий «зеленой» энергии, изъявили большую заинтересованность в реализации проектов в сфере ВИЭ в Узбекистане.

Сегодня Германия занимает 4-е место в мире после Китая, США и Японии по объемам инвестиций в развитие проектов, связанных с возобновляемой энергетикой. В центре внимания при этом находятся повышение энергоэффективности и максимально быстрое расширение использования возобновляемых источников энергии, таких как ветер, солнце, вода и биомасса. Уже к 2030 году не менее 80% потребляемой в Германии электроэнергии должно вырабатываться из возобновляемых источников. Эта фундаментальная перестройка системы энергоснабжения является главным условием для того, чтобы к 2045 году Германия стала климатически нейтральной промышленно развитой страной.

При этом в рамках своей энергетической стратегии ФРГ возлагает большие надежды на международное сотрудничество, ведь существенные объемы ресурса для отрасли, в частности, медь, кобальт, литий, никель приходится импортировать.

Для Узбекистана развитие «зеленой» энергетики также входит в число приоритетных направлений экономической политики. Реализация проектов в этой области позволит в ближайшие десять лет увеличить в более чем 3 раза, то есть до 25%, долю производства электроэнергии с использованием ВИЭ.

Также, необходимо учитывать, что при динамичном росте населения и экономики Узбекистана к 2030 г. спрос на электроэнергию достигнет 120 млрд.кВт.ч. Основываясь на выводах многочисленных исследований, эксперты считают, что в случае удовлетворения спроса традиционным путем сжигания природного газа и угля, к этому сроку потребуются дополнительные 13,7 млрд куб. м газа. Однако если доля возобновляемой энергии будет доведена до 25% в общем объеме генерации к 2030 г., то этот переход к «зеленому» электроснабжению позволит сэкономить использование дополнительных объемов газа и не допустить роста выбросов 37,4 млн тонн СО2.

Оба партнера имеют хороший задел для совместного тесного взаимодействия. Узбекистан, наряду с устойчивым экономическим ростом и значительным человеческим потенциалом, обладает мощной ресурсно-сырьевой базой, что создает необходимые условия для развития промышленной кооперации на инновационно-технологической основе. В Узбекистане и в Центральной Азии в целом сконцентрированы от 5 до 40% запасов таких критических материалов, как марганцевая руда, хром, свинец, цинк, титан, медь, кобальт, литий и молибден, востребованность в которых в условиях перехода на «зеленую» и цифровую экономику с каждым годом возрастает.

В свою очередь Германия обладает передовыми «ноу-хау» и готова содействовать внедрению зеленых технологий, также подготовке кадров для этой сферы.

В этом плане визит главы нашего государства ознаменовал начало нового этапа сотрудничества между Узбекистаном и Германией в энергетической сфере. Наши страны от обычного товарного обмена переходят к следующему, более тесному этапу экономической интеграции, то есть развивается производственно-промышленная кооперация.

При этом достигнутые договоренности между двумя странами не ограничатся только «зеленой» энергетикой и будут иметь мультипликативный эффект на развитие других перспективных отраслей, таких как электромобилестроение, развитие водородных технологий.

Развитие сотрудничества в столь стратегической и технологической сфере, требующей особого характера взаимоотношений, говорит не только об установившихся между Ташкентом и Берлином тесных связях, но самое важное о высоком уровне доверия. В этом плане взаимодействие в сфере «зеленой» энергетики имеет шанс стать локомотивом всего комплекса экономического сотрудничества между странами.

Успешная реализация проектов в этом направлении будет способствовать созданию взаимосвязанных цепочек добавленной стоимости, позволит выпускать конкурентоспособную на внешних рынках продукцию, привлекать современные технологии и инвестиции, в целом принесет ощутимую экономическую выгоду не только узбекским и немецким производителям, но и обычным потребителям, то есть рядовым гражданам обеих стран.

Углубление сотрудничества между государствами имеет большую практическую пользу и в рамках центральноазиатского региона. Берлин, всецело поддерживая политику добрососедства Узбекистана в регионе, выступил одним из инициаторов запуска нового проекта ЕС «Устойчивые энергетические связи в Центральной Азии» (SECCA), направленного на продвижение более устойчивого энергетического баланса в центральноазиатском регионе.

В целом, принимая во внимание вышесказанное, углубление узбекско-германского сотрудничества в сфере «зеленой» энергетики будет стимулировать рост торгово-экономического сотрудничества и обеспечивать стабильное социально-экономическое развитие не только обеих стран, но обширного центральноазиатского региона.

Акром Аюбджанов,

Главный научный сотрудник ИСМИ при Президенте Республики Узбекистан