С избранием Ш.М.Мирзиёева в декабре 2016 г. на пост Президента Узбекистана в стране многое изменилось. В массовом порядке помилованы заключённые. Коррумпированные чиновники освобождены от занимаемых должностей. Независимые журналисты вновь заявили о себе. Начаты важные экономические реформы. Изменения находятся на ранней стадии, но «узбекская весна» уже ощущается как глоток свежего воздуха.
Чем обусловлено такое динамичное стремление к назревшим реформам в стране? Как известно, западные аналитики придерживаются типичной позиции – реформы претворяются в жизнь только из-за успешного внешнего давления. Запад, как правило, рассматривает свою политико-экономическую вовлечённость как фактор для продвижения повестки реформ. Однако пример Узбекистана демонстрирует наличие альтернативной возможности – перемены в стране были начаты «изнутри» именно в условиях невмешательства стран Запада. Признание этого факта поможет странам Запада взвешенно продумать, каким образом может выглядеть эффективный перезапуск их отношений с Узбекистаном.
При этом большинство аналитиков прогнозировали совершенно другое развитие событий внутри страны, в которой, по их мнению, не было явных сторонников проведения коренных реформ. Даже оптимистический сценарий давал мало оснований для перемен в стране. Однако активная позиция Ш.М.Мирзиёева смогла сподвигнуть Узбекистан на реформы.
Реформы в Узбекистане характеризуются как действительно выдающиеся, проведение которых требовало политической воли, решительности Руководства страны.
Во-первых, конвертация узбекского сума, что произошло благодаря сближению официального и «чёрного» курса доллара. Этот шаг открывает для страны многочисленные возможности глобального характера, включая активность в сферах финансов, туризма, образования.
Во-вторых, реорганизация предприятий хлопковой промышленности, включая меры по сокращению её доминирующей социально-экономической роли, повсеместно высоко оценённые радикальные попытки по искоренению принудительного труда. В-третьих, активная дипломатия Узбекистана в отношении соседних стран, сопровождаемая коренными преобразованиями межгосударственных отношений в регионе.
Реформы пользуются широкой поддержкой населения. Деятельность Ш.М.Мирзиёева, его потрясающие реформы по принципу «сверху вниз» свидетельствуют о его проницательности. Это укрепляет уверенность в умелом продолжении президентом Узбекистана дальнейших преобразований. В целом, реформы Ш.М.Мирзиёева впечатляют и удивляют.
Э.Шатц дает ряд политических рекомендаций странам Запада в развитии отношений с Узбекистаном для поддержки хода реформ. Во-первых, Запад должен избегать политизации прогресса реформ в Узбекистане. Данные реформы являются собственной инициативой Ташкента. Во-вторых, процесс реформ будет прогрессировать, если Запад продолжит придерживаться прагматичного подхода и поддерживать Узбекистан «у руля реформ». В-третьих, Запад должен стремиться, без принуждения или жёсткой риторики, взаимодействовать со странами ЦА, поощрять реформы, подчёркивая их ценность для региона в целом, создавать условия для реформ путём предоставления технологий и финансовой поддержки в случае запроса. Особый акцент следует делать на выгодах, которые Узбекистан приобретёт от более открытой экономики и прозрачной политики.
В-четвёртых, Запад должен определить конкретные области, где его опыт не просто познавателен, но и действительно приветствуется в Узбекистане. Например, многие западные государства имеют высокоразвитую систему административного управления, эффективные механизмы обеспечения социальных интересов. Существуют широкие возможности взаимодействия в области образования.
Ташкент постоянно заявляет о своих обязательствах проводить морально ответственную государственную политику. Западу следует опираться на это.
«Ташкентская весна» обрела реальные контуры и имеет достаточный потенциал для изменения не только Узбекистана, но и Центральной Азии, а также гораздо более широких регионов Евразии. Сегодня настало время для плодотворного вовлечения Запада в регион в целях сохранения динамики реформ Ташкента. Важно тщательно продумать участие Запада в поощрении и проведении реформ в Узбекистане. Более мягкий и настойчивый подход стран Запада, по сравнению с их практикой в 1990-х и 2000-х годах, определяется как наилучший путь к позитивным результатам, которые так необходимы в регионе.
Современные процессы в Узбекистане не рассматриваются на Западе как обычное явление. Если в результате будет создана процветающая, более открытая и глобально интегрированная страна с более лучшим управлением и добрососедскими отношениями, Узбекистан может стать привлекательной позитивной моделью развития для региона.
Страна находится на очень ранней стадии процесса реформ и ключевые вызовы ещё впереди, однако первые реформаторские шаги Ташкента весьма обнадёживают.