Акрамжон Неъматов: В Узбекистане осуществляется фундаментальная трансформация экологической политики

Такое мнение высказал первый заместитель директора Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан Акрамжон Неъматов на онлайн-конференции «Влияние глобального потепления на Центральную Азию: оценки и подходы стран региона, а также перспективы регионального сотрудничества», состоявшейся 17 ноября т.г.

В мероприятии, организованном совместно с региональным представительством Фонда имени Фридриха Эберта (ФРГ) в Казахстане и Узбекистане, приняли участие ведущие эксперты институтов стратегических исследований Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, представительств региональных проектов ЕС, ЮСАИД, GIZ, а также специалисты Госкомэкологии, Госкомлеса, Минводхоза, Минсельхоза, Узгидромета, МЧС, ЦЭИР. 

В ходе вебинара участники обменялись мнениями по широкому кругу вопросов влияния изменения климата на устойчивое развитие Центральной Азии, расширения регионального сотрудничества в сфере смягчения его последствий и адаптации.

Открывая форум, Акрамжон Неъматов отметил, что в настоящее время регион ЦА все больше испытывает на себе последствия глобального изменения климата. 

По данным ООН, потепление в Центральной Азии происходит быстрее чем в других частях мира. Если с 1900 г. среднемировая температура увеличилась на 1,1°C, то в нашем регионе среднегодовая температура прибавила 1,6°C, то есть в среднем выросла с 13,2°C до 14,8°C. При этом, согласно прогнозам, до 2050 г. температура воздуха может возрасти ещё на 1,5°-3°С.

По словам представителя ИСМИ, такое развитие климатических процессов, имеющих трансграничных характер, будет усугублять и без того сложную ситуацию в сфере экологической, водной, продовольственной, энергетической и экономической безопасности.

Во-первых, усиливается водный дефицит. За последние 50-60 лет площадь ледников в Центральной Азии сократилась примерно на 30%. До 2050 г. ожидается уменьшение водных ресурсов в бассейнах рек Сырдарьи - до 5%, Амударьи - до 15%. 

Это может обострить проблемы водопользования в регионе. По оценкам, к 2040 г. обеспеченность водой на человека в регионе может снизиться на 25%. Уже сегодня в Узбекистане суммарный дефицит воды превышает более 3 млрд. куб. м. При этом этот показатель к 2050 г. может возрасти в пять раз до 15 млрд. куб. м.

Во-вторых, ускоряются темпы деградации земель, что влияет на биоразнообразие и продовольственную безопасность. По данным ООН, в настоящее время в Центральной Азии деградировано около 37% земель. За последние 50 лет в странах ЦА процессу опустынивания подверглись еще 15-20% земель. При дальнейшем ухудшении состояния земель ожидается сокращение урожайности сельскохозяйственных культур на 20-40%, что в условиях роста населения может вызвать продовольственный кризис. 

В-третьих, в Центральной Азииучастились природные катаклизмы – засухи, оползни, наводнения, песчаные бури. По данным Всемирного банка, за последние 30 лет регион 140 раз подвергался опасному воздействию различных явлений, которые затронули более 10 млн. чел. Стихийные бедствия ежегодно наносят ущерб экономике ЦА в 10 млрд. долл., ограничивают её рост на 1–2%. 

Эксперт ИСМИ подчеркнул, что в целом все вышесказанные негативные тенденции будут ограничивать социально-экономическое развитие региона и требуют более тесной координации и совместного сотрудничества всех стран Центральной Азии. В противном случае, по прогнозам Всемирного банка, к 2050г. негативные последствия изменения климата могут привести к сокращению регионального ВВП на 11%, а это более 30 млрд. долл. на сегодняшний день.

Также Акрамжон Неъматов отметил, что сегодня все страны ЦА предпринимают меры по адаптации и смягчению последствий климатических изменений. В частности, в Узбекистане в последние годы осуществляется фундаментальная трансформация экологической политики с учётом новых реалий. Приняты концепции по охране окружающей среды до 2030 года, по развитию водного хозяйства на 2020-2030 гг., Стратегии по переходу на «зеленую» экономику на период 2019-2030 гг., обращению с твердыми бытовыми отходами на период 2019-2028 гг., сохранению биологического разнообразия в Узбекистане до 2028г. 

Ведутся работы по разработке национальных стратегий по декарбонизации экономики до 2050г., развитию возобновляемой и водородной энергетики.

Первый заместитель директора ИСМИ констатировал, что в рамках поэтапного перехода к «зеленой» экономике к 2030 году ожидается двукратное повышение показателя энергоэффективности и снижение углеродоемкости ВВП, к 2026 году планируется увеличить долю ВИЭ в общем энергобалансе с 10% до 25%.

Активно внедряются водосберегающие технологии, в том числе капельное орошение, которыми к 2023 году намечено охватить более 25% поливных сельскохозяйственных земель. 

За последние 5 лет в 3 раза увеличены площади охраняемых природных территорий. Это 6,3 млн. га, то есть 14% от общей площади страны. С 2018 года осуществлена высадка лесов и лесонасаждений на площади в 1,7 млн. га. Это в 3 раза больше принятых обязательств по восстановлению лесных массивов в рамках «Боннского вызова». 

С 2021г. реализуется общенациональная программа «Яшил Макон» в рамках которой планируется увеличить в городских районах зеленые зоны и парки с 8% до 30% к 2026г.

Эксперт ИСМИ подчеркнул, что Узбекистан активно участвует в глобальной природоохранной политике. Присоединившись к Парижскому соглашению ООН по климату в 2017 году, Узбекистан увеличил свои обязательства по сокращению выбросов парниковых газов в атмосферу к 2030 г. с 10% до 35%.

В рамках международных организаций, в частности ООН, ШОС, СНГ, ОТГ Узбекистан выступает с инициативами, направленными на повышение эффективности сотрудничества в области преодоления негативных последствий изменения климата и перехода на рельсы «зелёной экономики».

Как считает первый заместитель директора ИСМИ, большим достижением стало принятие на четвертой Консультативной встрече глав государств ЦА, состоявшейся 21 июля 2022г. в Кыргызстане, инициированной Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым Региональной программы «Зеленая повестка» для Центральной Азии.

Документ предусматривает расширение взаимовыгодного сотрудничества по внедрению энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий, декарбонизации экономики, рациональному использованию водных ресурсов, увеличению доли выработки возобновляемых источников энергии и другие природоохранные меры. 

Акрамжон Неъматов особо подчеркнул, что принятие совместной программы еще раз продемонстрировало, что страны региона разделяют общую озабоченность сложившейся ситуацией и выражают готовность активно взаимодействовать в области противодействия угрозам и вызовам изменения климата. 

По мнению эксперта, сегодня важно активизировать сотрудничество по наполнению практическим содержанием принятой программы, консолидировать общие подходы и выработать конкретные предложения по перспективам дальнейшего регионального сотрудничества в сфере изменения климата.

В завершении своего выступления Акрамжон Неъматов озвучил приоритетные направления регионального взаимодействия в этой области. В частности, он отметил важность развития целостной региональной системы мониторинга, прогнозирования изменения окружающей природной среды, а также раннего оповещения и совместного реагирования на чрезвычайные природные катаклизмы.

Кроме того, по словам эксперта ИСМИ необходимо наладить межотраслевое и междисциплинарное взаимодействие, внедрять интегрированный подход с учетом того, что последствия изменения климата имеют мультипликативный эффект и затрагивают многие отрасли экономики и сферы общественной жизни.

Ключевым направлением является выстраивание системного сотрудничества в сфере подготовки и повышения квалификации кадров, всестороннее развитие научно-технического и исследовательского потенциала региона. Также важным становится адаптация к природным изменениям, что требует скоординированного участия в глобальных природоохранных усилиях, совместного привлечения климатического финансирования. Указано на необходимость разработки Рамочной региональной программы по адаптации к меняющимся природно-климатическим условиям, которая должна стать общей платформой для развития эффективного регионального сотрудничества. При этом Акрамжон Неъматов особо подчеркнул необходимость наращивания международного сотрудничества в данном направлении.

Источник