Борьба с COVID-19: подходы различных стран и опыт Узбекистана

Вспышка коронавирусной инфекции SARS-CoV-2 вынудила большинство стран ввести режим самоизоляции  и социального дистанцирования. Как показывает опыт, это был единственный верный шаг и вынужденная мера в деле сдерживания распространения вируса.

Главная цель введения социального карантина заключалась в снятии нагрузки на объекты критической инфраструктуры, прежде всего систему здравоохранения.  На примере ряда стран, столкнувшихся с резким ростом числа инфицированных и, как следствие, нехваткой коек в больницах и аппаратов ИВЛ, мы стали свидетелями того, насколько важно не допустить массового распространения вируса. Своевременно предпринятые в Узбекистане меры позволили в итоге спасти жизни людей.

Однако введенные ограничения пов­лекли за собой значительное замедление  экономической активности, вплоть до временного приостановления деятельности ряда отраслей. Согласно прогнозам Международного валютного фонда, в 2020-м рост ВВП Узбекистана сократится до 1,8 процента. Для сравнения, ранее в октябре 2019 года МВФ прогнозировал рост ВВП Узбекистана в 2020-м на уровне 6 процентов. Тем не менее стоит отметить, что в 2021 году ожидается возобновление экономического роста на уровне  7 процентов.

В то же время вакцина от COVID-19 еще не изобретена и, как сообщает Всемирная организация здравоохранения, клинические испытания некоторых прототипов вакцин от коронавируса начались недавно. Чтобы пройти все фазы исследований и проб, а затем начать массовое производство, потребуется от 12 до 18 месяцев.

С одной стороны, отсутствие вакцины от нового коронавируса, с другой - необходимость возобновления привычной социально-экономической деятельности обуславливают потребность в выработке стратегии, которая позволяет адаптироваться к нынешним условиям. Стоит отметить, что ряд стран уже приступили к поэтапному выходу из режима жесткого карантина и начали давать отдельным отраслям некоторые послабления.

При этом большинство стран, в том числе Китай, Южная Корея, Германия, США, в борьбе с пандемией и преодолении ее последствий применяют схожие подходы, различающиеся только с учетом специфики экономики и общественных отношений.

Так, первое - это введение социального карантина, в ходе которого необходимо локализовать очаги инфекции, своевременно идентифицировать больных и изолировать их. Это позволит предотвратить чрезмерное распространение вируса на ранних стадиях. Для этого необходимо ввести ограничения на передвижение, временно закрыть школы и университеты, магазины, парки и т.д., чтобы прервать цепочку заражения. Параллельно нужно наращивать тестирование.

Второе - усиление потенциала экстренных служб реагирования и системы здравоохранения, определение стратегически важных секторов, для деятельности которых необходимо создать условия и оказать помощь. Данные меры позволят держать ситуацию под контролем и предотвратить масштабы и негативное воздействие эпидемии на экономику и здравоохранение.

 Так, руководствуясь указанными подходами, правительство ФРГ начало давать послабления и снимать некоторые ранее введенные ограничения. В частности, разрешена работа магазинов с торговой площадью до 800 кв. м. Независимо от размера могут также открыться автосалоны, книжные и веломагазины. С середины мая этого года в зависимости от ситуации в федеральных землях могут начать открываться школы - сначала для выпускных классов, затем для более младших.  В то же время закрытыми остаются кафе, рестораны и бары.

По-прежнему запрещены собрания в религиозных заведениях, массовые мероприятия разрешаются только с осени.

В США правительство представило План по ослаблению социальных ограничений. Предварительные условия для смягчения карантина включают 14-дневную тенденцию снижения симптомов коронавируса и случаев заражения, достаточную пропускную способность больниц, налаженное и достаточное тестирование.

На первом этапе в США планируется открыть рестораны, кинотеатры, спортивные площадки и залы, при условии обеспечения дистанцирования между людьми и соблюдения дополнительных мер безопасности.

На втором этапе могут быть открыты школы, парки, открытые зоны отдыха и торговые центры, не допуская при этом собраний более 50 человек. Уязвимые лица должны сохранять карантин в местах пребывания, а работодатели по возможности поощрять работу удаленно.

Только на третьем этапе лица уязвимых категорий могут возобновить общественное взаимодействие. Работодатели - привлекать персонал к работе, а крупные общественные места - открыться для публики при соблюдении правил гигиены и социального дистанцирования.

Евросоюз представил проект «Совместная европейская «дорожная карта» по отмене мер сдерживания COVID-19». Согласно документу в первую очередь нужно восстановить отрасли, важные для возобновления экономической активности страны (например, транспорт). На всех рабочих местах необходимо соблюдать меры безопасности и гигиены. Однако всеобщего возврата всех на работу быть не должно, вначале должны выходить лица, не относящиеся к группе риска.

Еврокомиссия определила три условия для смягчения карантина, аналогичные эпидемиологическим рекомендациям ВОЗ:

1) количество заболевших должно значительно уменьшиться и быть стабильным в течение длительного времени;

2) потенциал здравоохранения должен быть достаточным;

3) тестирование необходимо проводить широкомасштабно, включая даже тех, у кого нет симптомов.

Ослаблять ограничение социальных контактов в ЕС предлагается в следующем порядке: коммерческая деятельность (розничная торговля); школы и университеты; рестораны и кафе; массовые собрания. Возобновить обучение можно при меньшей численности учащихся в классах, а также соблюдении норм социального дистанцирования. Одновременно с этим Еврокомиссия рекомендует увеличить тестирование во всех европейских странах.

В целом, как видно, общими для большинства стран являются следующие подходы: обязательное соблюдение санитарно-гигиенических мер и мер безопасности и поэтапное возобновление экономической деятельности с наиболее важных секторов.

Обобщая, можно сделать вывод, что ключевые условия – это недопущение перегрузки системы здравоохранения и устойчивая тенденция снижения числа инфицированных. Немаловажно и то, что решения принимаются в зависимости от складывающейся санитарно-эпидемиологической ситуации.

Узбекистан, исходя из наработанного опыта борьбы с эпидемиями и успешной международной практики, применяет сбалансированный подход, ключевая задача которого состоит в снижении рисков для здоровья и жизни населения и замедлении распространения инфекции.

Успехи национальной системы здравоохранения цитируют и авторитетные международные СМИ. В частности, особо подчеркивается, что Узбекистан достиг отличных показателей в борьбе с COVID-19. Доля излечившихся от коронавируса в Узбекистане составила 55 процентов, а смертность - 0,45 процента, что существенно лучше мировых показателей.

В основу стратегии Узбекистана по противодействию COVID-19 лег разрыв цепочки распространения вируса. В этих целях введен ряд ограничений, в том числе посредством самоизоляции граждан, которые оказываются действенными и эффективными в деле постепенного выравнивания кривой заболеваемости. Самое главное, в результате принятых мер удалось предотвратить эпидемию в масштабах страны.

Кроме того, достигнуто снижение нагрузки на систему здравоохранения, что предоставило возможность для увеличения потенциала и координации мер по борьбе с заболеванием.

В рекордные сроки - за 5 дней в Уртачирчикском районе Ташкентской области был построен карантинный центр на 10 тысяч мест. Также в области завершился первый этап строительства двух инфекционных больниц на тысяч мест. В Сурхандарьинской, Наманганской и Навоийской областях начато оснащение модульных клиник на тысячу мест, а также карантинных пунктов.

Стоит отметить, что стратегия выхода из карантина должна предполагать возвращение к нормальной жизни, что означает важность поддержки экономики и населения. В этой связи был создан Антикризисный фонд в объеме 10 трлн сумов.

Средства Фонда направляются на расширение социальной поддержки граждан страны и обеспечение устойчивого функционирования отраслей экономики. Предпринимателям и населению предоставлено множество различных льгот и преференций.

Более того, выделены беспрецедентно большие материально-технические ресурсы и денежные средства на повышение потенциала системы здравоохранения и поддержку социально-экономической сферы, в том числе  425 млрд сумов - Агентству санитарно-эпидемиологического благополучия, 411 млрд сумов - на возведение и оборудование больниц и карантинных учреждений, 147 млрд сумов - на социальную помощь, 901 млрд сумов - на обеспечение стабильности энергетической отрасли.

Следует отметить, что средства, выделенные Агентству санитарно-эпидемиологического благополучия, в частности, направлены на укрепление материально-технического, научно-исследовательского и кадрового потенциала лабораторий, расширение их возможностей в проведении своевременных и качественных тестирований. Также укомплектованы учреждения интенсивной терапии, созданы дополнительные койко-места, приобретены аппараты ИВЛ и необходимые лекарственные средства, внедряются эффективные схемы терапии, наращивается производство и созданы достаточные резервы средств дезинфекции, масок и других средств индивидуальной защиты. Налажено практическое сотрудничество с китайскими, немецкими, южнокорейскими врачами, а также с другими ведущими специалистами посредством телемедицины.

Признанием самоотверженного и весьма ответственного труда медицинских работников нашей страны, борющихся с заболеванием, стало решение главы государства увеличить в 2,5 раза заработную плату около 11 тысячам медицинских работников санитарно-эпидемиологической службы всех категорий.

На фоне успешного противодействия распространению инфекции и лечения больных COVID-19, а также минимизации негативных последствий пандемии на экономику и общественную жизнь Узбекистан приступил к реализации собственной стратегии по поэтапному снижению карантинных ограничений.

Как заявил Президент Шавкат Мирзиёев, в результате принятых мер удалось обезопасить многие районы и города. Теперь это нужно эффективно использовать.

В этом ключе лидер страны в ходе совещаний по вопросам строительства и повышения занятости с главами регионов определил основные  принципы поэтапного снятия ограничений.

В частности, отмечено, что в первую очередь необходимо дать послабление сферам, которые являются драйверами экономики, обеспечивают рабочие места и доходы населения. При этом подчеркнуто, что облегчение режима карантина надо начинать с областей и районов, где благополучная эпидемиологическая ситуация, уровень инфицированных низкий или вообще их нет. В каждом регионе решения следует принимать отдельно.

Важно отметить, что Президент страны ставит конкретные задачи. Делается упор на запуск ключевых отраслей экономики - предприятий строительной сферы, промышленности, инфраструктуры, которые необходимы для жизнедеятельности страны, обеспечивают высокую занятость, доходы населения и бюджета. В связи с этим поручено  возобновить один из основных локомотивов экономики – строительную отрасль, обеспечивающую  1 млн 350 тысяч рабочих мест и поддерживающую занятость в смежных отраслях. Для поддержки отрасли выделено 3,6 трлн сумов. Также возобновляется деятельность в сельском хозяйстве, ремесленничестве, автоиндустрии и других сферах.

В то же время Президент обращает внимание на то, что решения должны обсуждаться в Кенгашах народных депутатов, нужно изучать и учитывать мнение общественности, потом выносить на рассмотрение Специальной республиканской комиссии. Отмечена важность соблюдения правил гигиены и дистанцирования на рабочих местах. Главному санитарному врачу поручено разработать требования по обеспечению санитарно-гигиенических правил для внедрения на объектах с учетом специфики их деятельности.

При поэтапном выходе из карантина важно обеспечить поддержку населения, для чего Президентом Шавкатом Мирзиёевым запущена инициатива общенародного движения «Доброта и поддержка», внедряются новые технологии обслуживания граждан, трудоустройства и создания рабочих мест. Неработающим и нуждающимся оказывается адресная поддержка лекарствами и продуктами питания в каждом городе и районе.

В данном контексте широкую поддержку со стороны общественности получили решения,  принятые на видеоселекторном совещании, проведенном под руководством Президента Узбекистана 29 апреля текущего года. В частности, разрешение осуществлять межобластные и междугородние перевозки для доставки и продажи выращенной фермерами и дехканами плодоовощной и бахчевой продукции на торговых площадках, ярмарках и рынках позволит, с одной стороны, поддержать сельскохозяйственную отрасль, сохранить рабочие места, с другой - удо­влетворить запросы и потребности населения на местах в свежей плодоовощной продукции.

О всестороннем учете мнения населения при принятии решения об ослаблении карантинных мер свидетельствует также разрешение на прогулки родителей с детьми во внутренних дворах многоквартирных домов и на прилегающих территориях, а также использование личного автотранспорта для поездок граждан на работу, в медицинские учреждения и для возвращения домой, а также в целях покупки потребительских товаров, лекарств и изделий медицинского назначения.

Следует отметить, что по мере улучшения ситуации планируется продолжить работу по поэтапному смягчению карантинного режима после  10 мая. При этом, как отметил Президент, повсеместное соблюдение санитарных требований должно быть первостепенной задачей.

Волнующий большинство людей вопрос - это возобновление обучения в образовательных учреждениях, открытие детских садов и школ. Многие страны в данном аспекте проявляют осторожность, откладывают возобновление обучения в этих учреждениях на более поздний период. Италия, в частности, не намерена подвергать риску молодежь. Премьер-министр страны Дж. Конте накануне заявил, что школы откроются только в сентябре этого года.

В предстоящий период важно продолжать наращивать потенциал объектов критической инфраструктуры, в первую очередь системы здравоохранения. В этом ключе выделяются три основных направления: первое - продолжить внедрение технологии своевременной идентификации инфицированных, локализации очагов заражения и изоляции больных; второе - разработка и применение эффективных схем лечения; третье - использование действенных методов обеспечения соблюдения правил гигиены и санитарии. При этом система должна быть готова выдержать возможную вторую волну заболевания.

Особенно важно в ближайшее время обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и правил, гигиенических требований, поскольку учеными уже доказана их эффективность в противодействии распространению инфекции. Кроме того, необходимо также повсеместно усилить стандарты охраны труда. Приоритетным остается здоровье каждого человека, и в связи с этим важно обеспечить все меры безопасности для людей.

Узбекистан, как и передовые страны мира, руководствуется соображениями о защите здоровья и жизни населения, снижении рисков инфицирования, особенно для людей уязвимых категорий.  В этом ключе адаптированная к рискам стратегия поэтапного выхода основывается на критериях оценки степени сохраняющихся эпидемиологических угроз, достигнутых результатах работ на каждом этапе противовирусных мероприятий.

Принимаемые в этом направлении меры взаимоувязаны и глубоко продуманы, основаны на подходе, учитывающем как научные рекомендации, так и мнение общественности.

Как заявил накануне глава государства, «наши соотечественники проявляют истинное терпение, ответственность, доброту и заботу в эту трудную пору испытаний. Международное сообщество признает и высоко оценивает это».

Сегодня без преувеличения можно утверждать, что достигнутые на данном этапе успехи нашей страны в борьбе с пандемией, получающие одобрение международного сообщества, можно пропагандировать как собственный опыт Узбекистана. 

Акрамжон Неъматов,
Первый заместитель директора Института стратегических  и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан.

Мухриддин Холбеков,
Ведущий научный сотрудник Института стратегических  и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан.

Опубликовано в газете "Правда Востока" №89 от 1.05.2020г.