Для Узбекистана Китай всегда был и остаётся дружественным соседом, надёжным и проверенным временем партнёром. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что текущий этап узбекско-китайских отношений является самым продуктивным и насыщенным за всю историю двусторонних связей.
Такой прогресс стал возможен благодаря регулярному и конструктивному политическому диалогу, а также прочным, доверительным отношениям между лидерами двух стран – Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым и Председателем КНР Си Цзиньпином.
Показательно, что только в 2023 г. главы государств провели четыре встречи, каждая из которых не только укрепляла достигнутые договорённости, но и открывала новые горизонты взаимодействия.
Символичным стал также визит Президента Узбекистана в Китай в январе 2024 г., подчеркнувший особую важность китайского вектора для внешней политики республики.
Итогом переговоров стало выведение отношений на уровень всепогодного стратегического партнёрства. Узбекистан вошёл в число государств, с которыми Пекин выстраивает максимально доверительные, стабильные и долговременные связи. Это результат не только интенсивного диалога на высшем уровне, но и реальных шагов по углублению экономической, технологической и гуманитарной кооперации.
Одним из наиболее ярких примеров служит динамика торгово-экономического сотрудничества. Сегодня Китай является крупнейшим внешнеэкономическим партнёром Узбекистана. В 2024 г. объём товарооборота составил $12,4 млрд., а к 2030 г. планируется увеличить его до $20 млрд.
При этом объём китайских инвестиций в экономику Узбекистана за последние семь лет превысил $23 млрд., охватывая такие ключевые отрасли, как химическая промышленность, машиностроение, фармацевтика, энергетика и инфраструктура.
Важно отметить, что торгово-инвестиционное взаимодействие не стоит на месте, оно активно диверсифицируется, углубляется и охватывает новые секторы. В частности, востребованным направлением становится индустриальная кооперация. Китайские производители, в том числе EXEED и BYD, активно входят на рынок страны. Совместный проект по запуску производства электромобилей в Джизакской области стал первым производственным предприятием BYD за пределами Китая и символом перехода к высокотехнологичному промышленному партнёрству.
Особое значение в этом процессе приобретают экологические и технологические аспекты. Узбекистан, стремящийся к устойчивому развитию, реализует Национальную стратегию «зелёного» роста до 2030 г. и активно привлекает китайские технологии в сектор возобновляемой энергетики. Только за 2023 г. были подписаны соглашения о строительстве 11 солнечных и ветровых электростанций на сумму $4,4 млрд.
Кроме того, в последние годы взаимодействие Узбекистана и КНР в сфере развития электронной торговли вышло на новый виток развития. Так, в сентябре 2022 г. на платформе Alibaba был запущен постоянно действующий национальный павильон Узбекистана, где размещено более 100 наименований продукции текстильной, сельскохозяйственной и пищевой промышленности. В перспективе планируется открыть новые отраслевые разделы и увеличить товарные наименования до 300.
При этом, справедливо будет отметить, что устойчивое развитие невозможно без гуманитарной составляющей. Как неоднократно подчёркивалось на уровне глав государств, культура и образование формируют духовную основу для сближения народов. В последние годы всё активнее наблюдается повышенная заинтересованность сторон во взаимном изучении языка.
В Ташкенте с 2005 г. и Самарканде с 2014 г. действуют Институты Конфуция, которые вносят важный вклад в популяризацию и изучение китайского языка и культуры. Ежегодно в них проходят обучение более тысячи слушателей.
В свою очередь с 2010 г. в Центральном университете национальностей КНР начало функционировать отделение узбекского языка, а в 2018 г. при Шанхайском Университете международных исследований открыта программа бакалавриата по специальности «Узбекский язык» и создан Центр узбекского языка и культуры.
Убедительным примером успешного сотрудничества в этой сфере стали созданные Китаем совместно со странами Центральной Азии «мастерские Лу Бань» - образовательные центры, названные в честь легендарного китайского изобретателя и ремесленника. Эти проекты готовят специалистов с практическими высокотехнологичными навыками, востребованными в современных отраслях экономики.
Значительный импульс получило и взаимодействие между странами в сфере туризма. Узбекистан, как и Китай, является колоритной страной с богатейшим историко-культурным наследием и уникальными древними архитектурными памятниками, которые всегда привлекали внимание иностранных туристов с различных уголков мира.
В этой связи, отмена виз между Китаем и Узбекистаном с 2024 г. и подписание Плана сотрудничества в сфере туризма на 2024-2026 гг. открывают новые горизонты для делового общения, студенческих обменов, гуманитарных проектов и туризма.
Всё это делает двусторонние связи ближе к людям и активирует так называемую «народную дипломатию».
Кроме того, динамично развиваются и расширяются связи между академическими и аналитическими структурами Узбекистана и Китая. Налажен регулярный и открытый диалог между «мозговыми» центрами наших стран в рамках различных совместных конференций, «круглых столов», экспертных встреч.
На этом фоне, опыт узбекско-китайского партнёрства логично вписывается в более широкий контекст – сотрудничество Китая со всей Центральной Азией, которое в последние годы демонстрирует неуклонную динамику устойчивого роста.
Совместно с китайской стороной реализовано большое количество проектов в энергетической, горнодобывающей и обрабатывающей отраслях, созданы различные промышленные парки, свободные экономические зоны.
Пекин прочно закрепился в качестве ключевого партнёра стран региона в развитии транспортно-логистической инфраструктуры.
При содействии КНР реализованы мультимодальная дорога «Китай-Кыргызстан-Узбекистан», международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос». Построены и реконструированы шоссейные и железные дороги, возведены мосты и тоннели.
Наряду с этим Китай стал одним из ключевых пунктов назначения продукции государств региона. Страны Центральной Азии последовательно увеличивают номенклатуру конкурентоспособных товаров, сельскохозяйственной и продовольственной продукции, поставляемой на огромный потребительский рынок Китая. При этом структура торговли продолжает расширяться. Стремительное развитие получает торговля в формате трансграничной электронной коммерции.
В результате отмечается стремительный рост и объём общерегиональной торговли с КНР. За период 2017-2024г. товарооборот между странами Центральной Азии и Китаем увеличился в 2,5 раза и составил $60,7 млрд, экспорт вырос в 1,9 раза до $27,1 млрд, импорт в 3,4 раза до $33,6 млрд.При этом, Китай является ведущим торговым партнером для всех стран Центральной Азии. Доля торговли с Китаем в общем товарообороте стран региона в 2024 г. составила в среднем 24%.
Параллельно наблюдается устойчивый рост китайских инвестиций, которые направляются в ключевые отрасли экономики, способствуя модернизации и устойчивому развитию региона. Суммарный объем прямых инвестиций и кредитов из Китая в страны Центральной Азии по состоянию на 2024 год превысил $24 млрд. Среди получателей китайских инвестиций наибольшие объемы пришлись на Казахстан - $15,5 млрд и Узбекистан - $7,2 млрд.
По итогам 2024 г. в странах региона действует более 9 тыс. предприятий с участием китайского капитала, что указывает на высокий уровень присутствия китайского бизнеса в экономиках стран региона.
Иными словами, взаимовыгодное сотрудничество с Китаем вносит неоценимый вклад в поступательное развитие Центральной Азии, способствуя экономическому росту, усилению взаимосвязанности и, в целом, повышению стабильности и устойчивого развития региона.
В свою очередь, гарантом столь динамичного развития «зрелых» отношений является неукоснительное соблюдение основных принципов – взаимное доверие, взаимная поддержка, равенство, солидарность, уважение и учёт интересов друг друга, выбора собственного пути развития.
Состоявшийся в июне текущего года второй саммит лидеров стран Центральной Азии и КНР стал тому подтверждением. Мероприятие продемонстрировало высокую степень политического доверия, а также готовность к дальнейшему укреплению взаимовыгодного сотрудничества Китая и стран центральноазиатского региона. Принятая по его итогам Астанинская декларация, а также подписанные документы и намеченные проекты определили будущие контуры развития многостороннего взаимодействия.
Важнейшим результатом встречи стало подписание Договора о вечном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, ставшего не только символом взаимного доверия, но и выходом диалога на принципиально новый уровень. Его роль заключается в создании прочной правовой и политической основы для долгосрочного сотрудничества, способствующего устойчивому развитию региона и решению общих вызовов.
Особо стоит отметить тот факт, что благодаря созданию в г.Сиане в 2023 г. постоянного Секретариата «Центральная Азия – Китай» формат получил устойчивую институциональную основу, что отличает его от многих других региональных площадок.
Без сомнения, столь позитивные итоги многостороннего взаимодействия во многом стали отражением кардинальных изменений и новой реальности, сложившейся в регионе за последние годы. Как справедливо отметил Президент Узбекистана Шавкат Миромонович, «сегодня это уже другая Центральная Азия – она сплочённая и сильная, открытая к диалогу и полномасштабному партнёрству».
Цифры подтверждают это. С 2000 г. совокупный ВВП стран региона вырос более чем в десять раз – с $46 млрд. до почти $520 млрд. В последние годы темпы экономического роста составили свыше 6% – вдвое выше среднемировых показателей. Общий объем накопленных китайских инвестиций в регион за последние 17 лет составил почти $70 млрд., причём данный показатель демонстрирует ежегодный устойчивый рост в районе 5,5%.
Высокий уровень консолидации стран был подтверждён и шестой Консультативной встречей глав государств Центральной Азии. Принятые решения свидетельствуют о готовности двигаться к формированию ёмкого регионального рынка, способного активно интегрироваться в мировую экономику.
Логичным продолжением последовательного курса региона стало расширение партнёрства с Китаем, который прочно утвердился в роли ответственного и надёжного союзника Центральной Азии.
Всё это позволяет утверждать, что новая архитектура взаимодействия между Центральной Азией и Китаем уже стала реальностью – прагматичной, институционально оформленной и устремлённой в будущее.
Исходя из приоритетов общерегионального развития, озвученных лидерами стран региона и КНР, сегодня отчетливо вырисовываются перспективные направления сотрудничества, призванные придать дополнительный импульс многостороннему взаимодействию.
Во-первых, на сегодняшний день особую актуальность обретает продвижение совместных проектов промышленной кооперации.
Государства Центральной Азии, обладая богатым человеческим капиталом, производственным и ресурсно-сырьевым потенциалом, совместно с Китаем могут сконцентрироваться на глубокой переработке сырья и промышленной кооперации с последующим выходом на производство продукции с высокой добавленной стоимостью и её реализацию на рынках третьих стран.
Для создания системы взаимосвязанных промышленных кластеров, технопарков и логистических хабов с привлечением китайских инвестиций, технологических и научных решений в рамках состоявшегося в июне текущего года Астанинского саммита Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым было предложено разработать долгосрочную стратегию «Индустриальный и инфраструктурный пояс «Центральная Азия – Китай».
Востребованность набирает вопрос внедрения эффективных финансовых инструментов, способных поддерживать крупные проекты регионального значения. По оценкам экспертов, дефицит капиталовложений в инфраструктурное развитие Центральной Азии исчисляется сотнями миллиардов долларов.
В этой связи, как отметил глава нашего государства, целесообразным представляется учреждение Фонда развития «Центральная Азия – Китай», который мог бы стать эффективной платформой для продвижения инфраструктурных инициатив.
Во-вторых, вопросы продовольственной безопасности и стабильной поставки продуктов питания стоят в авангарде перед лицом текущих кризисных явлений в мире, связанных с ростом геополитической напряжённости. Непрекращающиеся конфликты ведут к сбоям в системе поставок сельскохозяйственной продукции, а также росту цен на неё.
Наряду с этим, в Центральной Азии усугубляются проблемы, связанные с глобальным изменением климата, дефицитом водных ресурсов, опустыниванием и деградацией почв и, как следствие, падением урожайности. С учётом богатого китайского опыта, перспективным видится налаживание взаимодействия в сфере охраны экологии и защиты окружающей среды посредством обмена опытом, технологиями и высококвалифицированными кадрами.
В этой связи важно ускорить принятие и реализацию инициированной Президентом Шавкатом Мирзиёевым Программы «зеленого» развития до 2030 года с дальнейшим учреждением Экологического альянса для диалога и партнерства в сфере борьбы с опустыниванием, восстановления деградированных земель, повышения биоэкологической устойчивости в засушливых и пустынных зонах.
В-третьих, тесная кооперация во всех этих сферах требует налаженных транспортно-логистических коммуникаций, открытости экономик для мировых рынков, их связи с центрами экономической активности. В интересах выработки общего видения перспектив сотрудничества стран Центральной Азии и Китая в этой стратегической сфере Узбекистан выступает за формирование единой карты транспортных коридоров и современной транзитной инфраструктуры.
В-четвертых, опираясь на принцип уважения многообразия культур, наше сотрудничество открывает миллионам людей новые возможности межкультурного обмена. Главами наших стран не раз подчеркивалось, что наш бесценный актив – это общее стремление к взаимообогащению культур и сближению наших народов.
Именно на эти цели направлена инициатива Президента Узбекистана о создании единого цифрового портала «Культурное наследие Шелкового пути». Она призвана объединить историко-культурные ресурсы стран Центральной Азии и Китая с доступом к нему исследователей, студентов, туристов и представителей креативной индустрии.
В целом, выстраивание взаимовыгодного сотрудничества между странами Центральной Азии и Китаем не просто отвечает вызовам современности – оно формирует контуры будущего, в котором региональная стабильность, устойчивое развитие и добрососедство становятся главными ориентирами.
Можно с уверенностью сказать, что сложившийся дух сотрудничества между нашими странами, основанный на принципах равноправия, открытости, прагматизма и взаимной поддержки, станет залогом успешного развития отношений на многие годы вперед.
Шахло Хамраходжаева,
ведущий научный сотрудник ИСМИ
при Президенте Республики Узбекистан
Предыдущее
За двадцать четыре года ШОС прошла солидный путь становления и развития, став неотъемлемым элементом современной системы международных отношений.
29.08.2025Следующее
С 34-й годовщиной независимости нашей Родины! Пусть в нашей стране царят мир и спокойствие, небо будет ясным, а будущее — светлым и радостным!
31.08.2025