Центральная Азия и Европейский союз – перспективы сотрудничества

30 сентября т.г. состоялась международная онлайн-конференция на тему «Центральная Азия и ЕС: многостороннее сотрудничество для достижения устойчивого развития Евразийского региона».

В мероприятии, организованном Институтом стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан совместно с представительством германского фонда им. Конрада Аденауэра в Центральной Азии, приняли участие представители внешнеполитических ведомств, руководители и ведущие эксперты аналитических и исследовательских центров ЕС, ФРГ, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Афганистана и Узбекистана.

Участники диалога обменялись мнениями о состоянии и перспективах развития взаимовыгодного сотрудничества стран Центральной Азии и ЕС в обеспечении безопасности и устойчивого развития евразийского региона, активизации многостороннего взаимодействия в афганском направлении.

Выступая на конференции, первый заместитель директора Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан А.Неъматов отметил, что сегодня Центральная Азии выступает своего рода образцовой моделью многостороннего сотрудничества, превращается в регион возможностей, растут её инвестиционная, туристическая привлекательность и экономическая мощь.

По словам эксперта, благодаря многостороннему сотрудничеству, основанному на взаимном уважении, учёте интересов друг друга и обоюдной выгоде, в Центральной Азии сформировалась атмосфера взаимного доверия, поддерживается системный диалог, развивается взаимовыгодное сотрудничество. Так, по сравнению с 2016 г. на 40% увеличился приток прямых иностранных инвестиций в Центральную Азию, составив в 2019 г. 37,6 млрд. долл. Объёмы внешней торговли стран ЦА с третьими странами в 2019 г. выросли на 56 % и достигли 168 млрд. долл. Количество туристов, посетивших страны ЦА в 2019 г., превысило 18 млн. чел. Это на 93% больше, чем в 2016 г. Как следствие, растут и объёмы ВВП региона. В 2019 г. региональный ВВП вырос на 19,6% по сравнению с 2016 г. и составил 302,8 млрд. долл.

При этом, ссылаясь на прогнозы ООН, эксперт отметил, что взаимовыгодная кооперация в регионе позволит увеличить региональный ВВП в следующие десять лет в два раза.

Как подчеркнул А.Неъматов, на фоне сокращения объёмов производства и потребления во всех странах мира, нарушения глобальных производственных цепочек странам ЦА и ЕС необходимо консолидировать усилия по расширению торгово-экономических связей и инвестиционного сотрудничества, укреплению энергетической и транспортной взаимосвязанности. Геостратегическое расположение на «стыке» Европы и Азии, ресурсный и человеческий потенциал Центральной Азии, по мнению представителя ИСМИ, делает регион привлекательным в качестве ключевого звена глобальных цепочек производства и поставок конкурентоспособных товаров на рынки ЕС.

В этой связи он указал на своевременность и востребованность инициативы Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева о создании под эгидой ООН Регионального центра по развитию транспортно-коммуникационной взаимосвязанности. Это позволит создать общую платформу для формирования единого, разветвлённого и внешне интегрированного транспортного пространства в ЦА, его соединения с трансевропейской транспортной сетью, что значительно укрепит взаимосвязь между Азией и Европой.
Выступив с поддержкой многостороннего сотрудничества, глава подразделения по Центральной Азии Европейской службы внешних связей Б.Ярошевич отметил, что Европейский Союз приветствует новую динамику регионального сотрудничества в ЦА, активно перестраивает свою внешнюю политику с учетом новых реалий в регионе. По его словам, принятие новой Стратегии ЕС по Центральной Азии и Стратегии развития взаимосвязанности Европы с Азии свидетельствует о твёрдом намерении Европейского Союза перейти к практической реализации существующего потенциала взаимовыгодной многосторонней кооперации, как в Центральной Азии, так и между Европейским Союзом и регионом.

Уполномоченный представитель Фонда им. Конрада Аденауэра по ЦА Р.Хайне указал, что нынешний этап межрегионального взаимодействия между странами ЦА и ЕС характеризуется существенным укреплением взаимопонимания, растущей интенсивностью официальных контактов и формированием институциональных основ сотрудничества. Ключевую роль в усилении этих трендов играет набирающее обороты региональное сближение государств Центральной Азии, улучшение общего климата политических отношений в регионе.

При этом, как отметил Р.Хайне, принятие новой Стратегии ЕС по Центральной Азии, регулярный характер министерской конференции «ЕС и ЦА», увеличение бюджетов таких программ, как «Горизонт», «Эразмус», запуск инициативы «Зелёная Центральная Азия» показывают, что взаимодействие стран ЦА и ЕС вышло на более качественный уровень развития.

По мнению руководителя Центра ИСМИ Б.Мустафаева, в условиях пандемии важно не только сохранить, но и приумножить достигнутые результаты во взаимоотношениях стран ЦА и ЕС. В первую очередь необходимо консолидировать усилия по практической и непрерывной реализации новой стратегии ЕС по ЦА.

Как отметил Б.Мустафаев, одним из ключевых направлений является активизация сотрудничества в сфере борьбы с негативными последствиями глобального изменения климата. Центральная Азия входит в число регионов, наиболее подверженных экологическим катаклизмам. При этом самые негативные последствия наблюдаются в зоне Приаралья.
Эксперт обратил внимание участников конференции на инициативу Президента Узбекистана о принятии специальной резолюции Генассамблеи ООН об объявлении Приаралья зоной экологических инноваций и технологий. По его мнению, данная резолюция может стать основой для объединения общих усилий ЕС и ЦА в смягчении негативных последствий Аральской катастрофы, имеющих трансграничный характер.

Главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан М.Лаумулин подчеркнул, что при реализации новой Стратегии в Центральной Азии Европейскому союзу необходимо учитывать те колоссальные изменения в межгосударственных отношениях в ЦА, которые происходят в последние годы в сферах политики, экономики и культуры, а «не двигаться по накатанным рельсам». В качестве перспективных направлений казахский эксперт указал на привлечение технологии и инвестиции в сферах транспорта, энергетики и экономики, в которых ЕС имеет передовой опыт.

Как считает научный сотрудник Национального института стратегических исследований Кыргызстана К.Токторбаев, внедряя широко известные европейские технологии и «ноу-хау» в Центральной Азии Европа может содействовать раскрытию торгово-экономического и инвестиционного потенциала региона. По его словам, ЦА располагает не только минеральными ресурсами, но и большими возможностями по экспорту товаров с высокой добавленной стоимостью.

По словам ведущего научного сотрудника Университета мировой экономики и дипломатии МИД Республики Узбекистан А.Умарова, на фоне межафганских переговоров решение социально-экономических проблем в Афганистане становится наиболее актуальной задачей. В этой связи эксперт призвал представителей ЕС присоединиться к экономическим, транспортным, инфраструктурным и социальным проектам, реализуемым Узбекистаном в Афганистане. Совместные социальные и инфраструктурные программы в исламской республике окажут существенное влияние на улучшение социально-экономического положения на местах, позволят сформировать социальную базу мирного политического процесса, отметил А.Умаров.

В этой связи, считает эксперт, странам Центральной Азии и ЕС важно объединить усилия по продвижению инициативы Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева, выдвинутой на 75-й сессии Генассамблеи ООН, о создании при Организации постоянно действующего комитета по Афганистану. Это, с его слов, станет важным шагом в поддержке непрерывности и поступательности мирного процесса в Афганистане и возвращении экономики страны на мирные рельсы развития.

Директор института стратегических исследований Афганистана Д.Морадиан, принимающий непосредственное участие в межафганских переговорах в Дохе, отметил весомый вклад стран Центральной Азии в продвижение мирного процесса в Афганистане и восстановление мирной экономики страны. По словам эксперта, подходы центральноазиатских государств и ЕС по формированию инклюзивного правительства в Афганистане, основанного на демократических принципах развития страны, отвечают интересам афганского народа и будут способствовать обеспечению устойчивого и долгосрочного мира в Афганистане.

Подчеркивая важность восстановления мирной экономики Афганистана, начальник отдела стран Европы МИД Туркменистана Б.Юсупов подчеркнул, что реализуемые транспортные и инфраструктурные проекты государств ЦА в Афганистане полностью поддерживаются со стороны афганского народа и всех политических сил. Ссылаясь на конкретные успешные примеры по строительству Туркменистаном и Узбекистаном железных дорог и линий электропередач в ИРА, дипломат отметил, что вопрос отсутствия безопасности не должен выступать в качестве главного препятствующего фактора в реализации различных проектов в Афганистане.

В решении афганского кризиса, по мнению главы департамента международной политики и безопасности Фонда им. Конрада Аденауэра Н.Вёрмера, важное значение имеет консолидация усилий международного сообщества. В этом контексте, по словам эксперта, страны ЦА, оказывая всестороннее политическое и социально-экономическое содействие Афганистану в вопросе урегулирования конфликта, подают пример другим государствам, вовлеченным в афганский кризис, в том числе Германии. При этом он выразил твёрдую твердую готовность Берлина активно поддержать усилия международного сообщества, в том числе стран Центральной Азии, по достижению долгосрочного и устойчивого мира в Афганистане.