В рамках поездки разъясняется суть и значение проводимой политики реформ в Узбекистане, конституционных преобразований, внешнеполитических подходов Ташкента, а также обсуждаются пути дальнейшего развития взаимовыгодного узбекско-германского сотрудничества.
14 марта т.г. эксперты исследовательских центров Узбекистана встретились с советником Федерального президента Германии по внешнеполитическим вопросам В.Зильберманном, председателем Фонда К.Аденауэра Н.Ламмертом, региональным директором Восточного комитета немецкой экономики Э.Кинсбрунером и представителями Фонда науки и политики.
Состоялся обстоятельный обмен мнениями по текущему состоянию и перспективам развития узбекско-германского взаимодействия в политической, экономической и культурно-гуманитарной сферах, области безопасности, а также укрепления межпарламентского диалога.
Как отметил первый заместитель директора ИСМИ А.Неъматов, Германия является для Узбекистана проверенным временем надежным партнером в ЕС. Сегодня Ташкент и Берлин проявляют обоюдную заинтересованность в дальнейшем наращивании политического диалога на высшем и высоком уровнях, расширении и углублении многопланового сотрудничества.
За последние три десятилетия отношения между странами были отмечены доверительным диалогом, глубоким взаимопониманием, практической направленностью. Новую динамику они набирают с 2017 года, и за последнее время вышли на траекторию серьезного поступательного развития.
В январе 2019 г. состоялся официальный визит Президента Узбекистана в ФРГ, по итогам которого подписан солидный пакет документов, состоящий из более 80 соглашений в сферах экономики, торговли, финансов, образования, науки и инноваций. Уже в мае того же года президент ФРГ Ф.Штайнмайер нанес ответный визит в Узбекистан.
Среди европейских стран Германия является крупнейшим экономическим партнером Узбекистана. Благодаря совместным усилиям за последние 6 лет товарооборот между двумя странами вырос в два раза – с почти 530 млн. долл. до 1,16 млрд. долл. Это более 26% всей торговли РУ с ЕС, которая составляет 4,4 млрд. долл.
Немецкий бизнес проявляет значительный интерес к инвестиционному сотрудничеству с Узбекистаном. По сравнению с 2017 г. в 2022 г. объём освоенных немецких инвестиций в стране вырос в 2 раза – с 700 млн. до 1,5 млрд. долл.
Наблюдается динамичный рост в Узбекистане предприятий с участием немецкого капитала. Если в 2016 г. в стране осуществляли деятельность около 120 предприятий, сегодня их количество достигло 212. С 2016 г. на узбекский рынок зашли такие крупные компании как Siemens, BASF, Thyssen Group, Roland Berger, Adidas Group, Papenburg, Falk Porsche.
Берлин всецело поддерживает преобразования в Узбекистане. Германские партнеры высоко оценивают последовательную политику по технологической модернизации и диверсификации отраслей экономики.
Особо подчеркивая преобразования, начатые Президентом Ш.Мирзиёевым, советник Федерального президента Германии В.Зильберманн отметил, что германские политикоформирующие круги с большим интересом наблюдают за конституционными реформами в Узбекистане, которые отдают приоритет благосостоянию народа. По его словам, благодаря кардинальным изменениям растет стратегический интерес Германии к сотрудничеству с Узбекистаном. «Я очень впечатлен масштабом и ответственностью изменении в Узбекистане, - отметил В.Зильберманн.
В свою очередь в ходе «круглого» стола с экспертами Фонда им.К.Аденауэра, председатель организации Н.Ламмерт подчеркнул, что обновленная Конституция безусловно создаст прочную правовую основу и надежную гарантию для долгосрочного развития страны. Самое главное, по мнению политика, реформы должны служить в интересах народа.
По его словам, проводимая в последние годы внутренняя и региональная политика Ш.Мирзиёева дает все основания в успешном завершении начатых в Узбекистане реформ по адаптации Конституции к требованиям времени и ее дальнейшему совершенствованию.
Говоря о преобразованиях в стране, А.Неъматов отметил, что проводимая конституционная реформа в Узбекистане является велением времени и отражает твердую приверженность Руководства страны построению гуманного, демократического, правового, социального и светского государства, формированию открытого и справедливого гражданского общества.
По сути, как считает представитель ИСМИ, конституционная реформа должна коренным образом изменить парадигму мышления и принципы деятельности в системе государственного и общественного управления, поставить в основу взаимоотношений в Новом Узбекистане вместо принципа «государство-общество-человек» постулат «человек-общество-государство».
«Несущей конструкцией процесса фундаментальной трансформации системы государственного и общественного управления, начатого президентом Шавкатом Мирзиёевым в 2016 году, выступает обеспечение уважения, соблюдения и защиты чести и достоинства граждан, неотчуждаемых и неприкосновенных прав и свобод человека, и новая конституция призвана придать устойчивый и необратимый характер этому процессу», – подчеркнул эксперт.
В свою очередь, в ходе круглого стола с экспертами германского Фонда науки и политики, директор фонда С.Мейер отметил, что в условиях усиления вызовов международному порядку сотрудничество с Ташкентом «приобретает новую необходимость» и Берлин «твердо намерен» развивать взаимные отношения двух стран.
Старший научный сотрудник фонда А.Шмитц касаясь региональной политики Ташкента, подчеркнула, что проактивное сотрудничество стран Центральной Азии является «мудрым и дальновидным решением». По мнению немецкой стороны, это вносит вклад как во внутреннюю стабильность каждого из государств региона, так и в усиление потенциала их влияния за пределами региона.
Необходимо констатировать, что в Узбекистане, где сегодня проводятся масштабные реформы во всех сферах, опыт промышленно развитых стран, особенно Германии важен.
В этой связи, Ташкент заинтересован в дальнейшем расширении сотрудничества по реализации совместных проектов в области устойчивого развития, в запуске новых программ в сфере цифровизации, ресурсосберегающих технологий, а также во внедрении передовых образовательных методик и инновации.
Стоит отметить, что вышеперечисленные направления для дальнейшего укрепления узбекско-германских многоплановых отношений также являются одними из главных приоритетов Стратегии ЕС «Global Gateway», в рамках которой предусмотрены масштабные меры по инфраструктурному развитию государств ЦА, укреплению их взаимосвязанности и интеграции в международные производственно-логистические цепочки и транспортные коридоры.
Визит экспертов Узбекистана в ФРГ продолжается.