ИСМИ: Строительство дороги «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар» позволит сократить транспортировку грузов из Узбекистана в Пакистан с 35 до 3-5 дней

В Казани проходит первая центральноазиатская конференция Международного дискуссионного клуба «Валдай» на тему: «Россия и Центральная Азия перед вызовами нового мира – совместный путь в будущее».

В конференции принимают участие более 60 известных экспертов из 16 стран, в том числе, России, Афганистана, Великобритании, Германии, Ирана, Казахстана, Киргизии, Китая, Таджикистана, Франции и Эстонии. Узбекскую сторону представляют эксперты Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан и Международного института Центральной Азии.

Выступая на сессии Новые «окна возможностей» мировой экономики для России и Центральной Азии первый замглавы ИСМИ Акрамжон Неъматов представил информацию о совместных усилиях центральноазиатских государств по интеграции региона в систему международных транспортных коридоров. Так, построенные Узбекистаном и Туркменистаном железнодорожный и автомобильный мосты «Туркменабад – Фараб» обеспечили государствам региона кратчайший выход на рынки Ближнего и Среднего Востока.

Новое дыхание получила работа по строительству железной дороги «Узбекистан – Кыргызстан – Китай». В июне 2020 года был запушен первый состав поезда по мультимодальному транзитному маршруту «Ланчжоу – Кашгар – Иркештам – Ош – Андижан – Ташкент – Мары».

Сегодня, считает А.Неъматов, необходимо задумываться о новых стратегических перспективах, прежде всего в контексте укрепления не только региональных, но и межрегиональных связей.

В нынешних условиях расходы стран Центральной Азии, которые не имеют прямого выхода к морю, достигают 70-80% от стоимости экспортной продукции. До 60% стоимости импортных продуктов – это транспортные издержи. При этом, строительство дороги «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар» позволит сократить транспортировку грузов из Узбекистана в Пакистан с 35 до 3−5 дней. Такое сокращение пути приведет к существенному снижению стоимости перевозки грузов. По предварительным расчетам, транспортные расходы грузоперевозок между Россией и Пакистаном сократятся на 15-20%, а между странами Центральной Азии – на 30-35%.

А.Неъматов отметил, что на пути реализации проекта много препятствий – от неоднозначных перспектив мира в Афганистане до сохраняющихся противоречий между региональными державами. Но, не думать о стратегических перспективах, открывающих принципиально новые возможности для всех, будет не дальновидно. Он подчеркнул, что «запуск транспортных проектов из Центральной в Южную Азию создаст мощную платформу для достижения инклюзивного экономического развития всех стран региона. Мультипликативный эффект будет выражаться в развитии торговли и промышленности, создании новых рабочих мест, строительстве придорожной инфраструктуры, формировании условий для освоения богатых запасов полезных ископаемых».

Эксперт подчеркнул, что транспортные проекты могут стать мощным инструментом для продвижения мира в Афганистане, формируя основу для регионального консенсуса и повышая заинтересованность в поддержании мира для обеспечения стабильности торговых потоков.

Обсуждение этих вопросов предусмотрено на организуемой по инициативе Президента Узбекистана Ш.М.Мирзиёева Международной конференции, посвященной взаимосвязанности Центральной и Южной Азии в июле в Ташкенте.

Источник