20 января т.г. состоялся международный онлайн «круглый стол» на тему: «Послание Президента Ш.Мирзиёева парламенту: программа дальнейшей трансформации Узбекистана».
Мероприятие было организовано Институтом стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан (ИСМИ) совместно с представительством германского фонда им. Конрада Аденауэра в Центральной Азии.
В онлайн-форуме приняли участие более 30 экспертов ведущих «мозговых центров» из 20 стран, в том числе Центральной и Южной Азии, СНГ, ЕС, Китая, Турции и Малайзии.
Узбекская сторона была представлена руководителями и специалистами ИСМИ, Института проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе Узбекистана, Национального центра по правам человека, Центра экономических исследований и реформ при Администрации Президента Республики Узбекистан и Центра «Стратегия развития».
В ходе диалога представители аналитических и научно-исследовательских центров Узбекистана выступили с докладами о результатах проводимых в республике широкомасштабных реформ, а также о приоритетных направлениях дальнейшего развития страны, обозначенных в Послании Президента Шавката Мирзиёева.
Раскрыты суть и значение инициатив и предложений Главы Узбекистана в сферах общественного и государственного строительства, обеспечения верховенства закона, либерализации экономики, социальной политики, проведения открытой, прагматичной и конструктивной внешней политики.
Участникам форума также были представлены презентационные материалы Центра «Стратегия развития» и движения «Юксалиш», отражающие практические результаты реализации курса стратегического развития Узбекистана, суть и значение основных положений Послания Главы государства.
Открывая международный «круглый стол», первый заместитель директора Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан Акрамжон Неъматов обратил внимание на политико-правовую природу Послания, как важного механизма обеспечения открытости и прозрачности деятельности высшего органа государственной власти, его подотчетности народу.
Подчеркнуто, что практика обращения Главы государства является важным инструментом установления прямого и доверительного диалога с народом, консолидации и мобилизации общества и государства для решения наиболее актуальных задач развития страны, повышения политико-правового сознания и гражданской активности населения.
Отдельно раскрыты структура нынешнего Послания, его характерные особенности. Отмечено, что при подготовке Послания были детально проанализированы результаты исполнения Стратегии развития Узбекистана на 2017-2021 годы, изучены мнения ученых, исследователей, блогеров и журналистов, публиковавших свои предложения в СМИ. Приняты во внимание предложения предпринимателей, обращения граждан в виртуальную приемную президента.
Поэтому, как подчеркнул А.Неъматов, можно без преувеличения сказать, что через задействование механизмов широкого диалога с населением в Послании нашли отражение наиболее насущные потребности, чаяния и интересы всех слоёв общества.
Со слов эксперта ИСМИ, обращение Главы Узбекистана к парламенту носило традиционно всеобъемлющий и в то же время откровенный и конкретный характер. Президентом подняты сохраняющиеся острые проблемы, сдерживающие проведение реформ, поставлены точные задачи по их решению. При этом вопросы социально-экономической сферы, наиболее волнующие население, находились в центре внимания Руководителя страны.
Это, как отметил А.Неъматов, свидетельствует о том, что Президент Ш.Мирзиёев не просто слушает, но и слышит проблемы и предложения каждого гражданина, реагирует на его надежды и ожидания.
Выступая с приветственным словом, уполномоченный представитель Фонда им. Конрада Аденауэра по ЦА Ронни Хайне подчеркнул, что Узбекистан с 2017 г. под непосредственным руководством Президента Ш.Мирзиёева неуклонно идёт по важному пути модернизации страны, реализуя масштабные реформы, которые находят высокое признание в мире.
Выражая всемерную поддержку со стороны Фонда им. К.Аденауэра проводимой политике реформ в Узбекистане, Р.Хайне отметил заинтересованность немецкой стороны в расширении и углублении взаимовыгодного сотрудничества с узбекской стороной по всем приоритетным направлениям развития страны.
Обращаясь к участникам «круглого стола», директор Российского института стратегических исследований Михаил Фрадков подчеркнул, что представленные Главой Узбекистана новые масштабные задачи последовательно дополняют и углубляют ранее принятые стратегические программы коренных преобразований во всех сферах деятельности государства.
Как считает директор РИСИ, в послании сформулированы ключевые направления дальнейшего развития экономики, финансовой и банковской сферы, совершенствования социальной, внутренней политики.
При этом, подчеркнул М.Фрадков, особенно важно, что всё это сделано с акцентом на повышение уровня материального благосостояния народа, усиление внимания властей к проблемам различных слоев и категорий населения, заботе о здоровье и образовании нации, воспитание молодёжи.
Руководитель ведущего российского аналитического центра выразил уверенность, что, несмотря на нынешнюю сложную международную обстановку, пандемию и глобальный кризис, реализация намеченных планов и серьёзных новаторских подходов обеспечит дальнейшее успешное движение народа Узбекистана по пути создания современного, открытого, свободного, социально-ориентированного, процветающего общества.
Глава РИСИ также констатировал последовательное повышение статуса Узбекистана на мировой арене, рост его авторитета в ведущих международных организациях, на пространстве Центральной Азии. В данном контексте, как подчеркнул М.Фрадков, опыт первого успешного председательства Узбекистана в СНГ, позволит также энергично и конструктивно возглавить в 2021 - 2022 гг. работу в ШОС в качестве её председателя.
М.Фрадков приветствовал нацеленность руководства Республики Узбекистан на развитие всесторонних дружественных отношений с Российской Федерацией, а также с Китаем, государствами Центральной Азии и другими странами.
Твёрдую готовность британских политических кругов оказывать всестороннее содействие в продвижении программы реформ Президента Ш.Мирзиёева выразил также член Палаты лордов, барон Мохамед Шейх.
Давая высокую оценку усилиям Главы Узбекистана по модернизации и либерализации всех сфер жизни Узбекистана, член Палаты лордов Великобритании отдельно остановился на актуальности инициатив по дальнейшему развитию парламентаризма, повышению роли женщин в государственном управлении, совершенствованию судебно-правовой сферы, улучшению качества образования, а также созданию новых рабочих мест, особенно, среди молодёжи.
М.Шейх подчеркнул, что в Узбекистане формируется абсолютно новая политическая атмосфера и деловая среда, которая повышает привлекательность страны для инвесторов, туристов, учёных различных стран мира. Британский политик особо обратил внимание на открывающиеся новые возможности для иностранных инвесторов в различных областях, в т.ч. в сельском хозяйстве, сферах энергетики, зеленой экономики, туризма, банковской деятельности.
С такой оценкой согласился и руководитель Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Эдуард Соловьев.
По его мнению, отличительной особенностью реализуемых в Узбекистане реформ является их комплексность, всеобъемлющий характер преобразований.
Всесторонний учёт не только современных прогрессивных трендов, но и ставка на возрождение культурно-исторического наследия, взаимосогласованность социально-экономических и общественно-политических реформ, выстраивание эффективного механизма обратной связи с народом являются главными гарантами реализации стратегии развития Узбекистана.
Такой глубоко продуманный всеобъемлющий подход, считает российский эксперт, безусловно, придаёт положительный импульс развитию всех сфер жизни общества и государства, прежде всего, улучшению бизнес-среды и повышению качества жизни населения.
Со слов директора Центра региональных исследований Пешаварского университета Шабира Ахмад Хана, Президент Ш.Мирзиёев предпринимает «революционные» меры по реформированию и трансформации страны. Узбекистан ставит амбициозные цели и уже добивается значительного прогресса в борьбе с сокращением бедности, в сферах либерализации экономики, поддержки предпринимательства, улучшения инвестиционного климата, повышения качества жизни населения на селе, искоренения коррупции.
Шабир Ахмад Хан подчеркнул, что масштабные положительные изменения в Узбекистане, свидетелями которых становится все мировое сообщество, позитивно влияют на стабильность и устойчивое развитие Центральной Азии, открывают широкие и в то же время беспрецедентные перспективы для расширения и углубления сотрудничества на обширном евразийском пространстве.
Эксперт отметил, что для развития более широкого экономического взаимодействия Узбекистану необходимо продолжить работу по совершенствованию региональной транспортно-логистической системы, обеспечивающей выход стран Центральной Азии к портам Индийского океана, в том числе пакистанским – Гвадар и Карачи.
При этом, по словам учёного Пешаварского университета, обозначенные Президентом Ш.Мирзиёевым в Послании задачи свидетельствуют о твёрдой политической воле, несмотря на все сложности, неуклонно продолжать избранный стратегический курс внутренней и внешней политики. Это вселяет уверенность в том, что Узбекистан непременно достигнет поставленных целей.
В ходе мероприятия зарубежным экспертам был представлен проект Государственной программы на 2021 год, который предусматривает конкретные меры по реализации задач, инициатив и предложений, озвученных Президентом Ш.Мирзиёевым в Послании. Было подчёркнуто, что участвующие на мероприятии зарубежные партнеры могут детально ознакомиться с этим документом и высказать свое видение и экспертные предложения, которые будут учтены при его доработке.
В завершение мероприятия состоялась активная дискуссия по озвученным актуальным вопросам. Участники сошлись во мнении, что Послание является масштабным программным документом, отражающим стратегическое видение развития страны, где во главе всей системы приоритетов Президента Узбекистана остается человек, его интересы и благополучие. Как отмечалось, именно в этом проявляются уникальность стратегии лидера республики по модернизации страны, ее широкая поддержка среди населения.