Сегодня мир столкнулся с небывалым кризисом, вызванным пандемией коронавируса Sars-CoV-2. В условиях высокой динамики трансформации социально-экономических и общественно-политических процессов, а также в силу отсутствия конкретных достоверных данных о природе вируса, эффективных схемах его лечения, вакцинации, способности распространения и рецидива представляется сложным делать какие-либо надежные прогнозы относительно будущего.
На этом фоне в мире принимаются беспрецедентные меры по борьбе с распространением коронавирусной инфекции, в том числе путем введения ограничений на передвижение людей и товаров, приостановления деятельности целых отраслей и предприятий.
Все это вызвало резкое сокращение объемов производства и потребления во всех странах мира, нарушение глобальных производственных цепочек и торговых связей, снижение цен на сырьевые товары и ухудшение конъюнктуры на мировых финансовых рынках.
Подобное развитие событий во многом объясняется высоким уровнем глобализации мировых процессов, которая усиливает взаимосвязанность государств, их зависимость от конъюнктуры мирового хозяйства. Стоит хотя бы отметить, что каждая пятая калория, потребляемая нами, пересекает минимум одну международную границу.
С учетом этого ясно: ни одно государство не останется в стороне, и последствия кризиса неминуемо затронут всех. При этом важно понимать, что нынешний кризис не только экономический, но и социальный. Более того, его отличительной чертой (от международно-финансового кризиса 2008-2009 гг., "Азиатского кризиса" в 1997-1998 гг.) является не только наблюдаемое в мире отсутствие спроса, но и отсутствие предложения. Так, согласно прогнозам МВФ, если финансовый кризис 2008-2009 гг. снизил уровень глобального ВВП на 0,1 процента, то нынешний пандемический грозит его спадом на три процента. Как следствие, нарушается уклад мирового хозяйства, где тесная международная торговля является ее ключевым элементом. ВТО прогнозирует сокращение мировой торговли в 2020-м на 13 процентов при оптимистичном сценарии, при критическом - на 32.
В этих условиях международные организации рекомендуют принятие решительных мер, направленных на предотвращение распространения инфекции, обеспечение устойчивого развития экономик и поддержку граждан в условиях пандемии. Ключевую роль в данном процессе должны играть сами государства. В данном плане наша страна, как отмечают эксперты, выступает примером такого конструктивного подхода.
Решительные действия Президента Узбекистана, позволившие действовать на опережение еще до выявления болезни на территории страны, помогли взять ситуацию под контроль, дали запас ценного времени для разработки всеобъемлющей стратегии комплексного противодействия распространению коронавирусной инфекции и преодоления ее последствий.
Уже в кратчайшие сроки мобилизованы все государственные ресурсы и консолидированы общественные силы, обеспечено тесное и скоординированное взаимодействие всех звеньев государственного и хозяйственного управления, налажен эффективный диалог с международным сообществом по вопросам глобальной эпидемиологической ситуации. Главой государства, в том числе на основе всестороннего учета международного опыта, приняты важные решения в целях обеспечения стабильности функционирования всех отраслей экономики, выполнения внешнеэкономических обязательств, эффективной социальной поддержки населения, недопущения резкого снижения доходов людей в период противодействия распространению коронавирусной инфекции и других глобальных рисков.
Все эти меры, как свидетельствует относительно низкое число зараженных инфекцией, а также макроэкономическая устойчивость нашей страны, дают свои плоды. Сегодня с уверенностью можно констатировать, что ситуация, связанная с распространением коронавирусной инфекции в Узбекистане, находится под контролем государства.
Комментируя проводимые мероприятия по противодействию COVID-19, председатель немецкой организации Public Diplomacy Гюнтар Кайзер отметил, что "в Узбекистане были предприняты эффективные упреждающие меры, благодаря которым удается сдерживать широкое распространение коронавируса, чего не удалось избежать развитым странам мира". По этому поводу главный редактор ведущего издания The Diplomat Кэтрин Путц замечает, что "в то время как во всем мире международное сотрудничество приостановилось, прекрасным примером стратегически эффективного общения и партнерства является политика Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева".
В настоящее время важной миссией Узбекистана и экзистенциальной задачей каждого государства в это сложное для мира время становится ответственный подход к обеспечению продовольственной безопасности, которая вызывает особую обеспокоенность и тревогу у международного сообщества. Как отмечают эксперты, в результате пандемии число голодающего населения может увеличиться в два раза и составить 1,6 млрд человек.
Сегодня Узбекистан не только обеспечивает собственную продовольственную безопасность, но и путем экспорта сельскохозяйственной продукции вносит вклад в продовольственное обеспечение других стран.
Это особенно наглядно проявляется на фоне применения многими государствами протекционистских мер.
В своем совместном заявлении Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, Всемирная организация здравоохранения и Всемирная торговая организация предупредили об опасности мер, направленных на борьбу с пандемией, которые могут поставить под угрозу глобальную торговлю и продовольственную безопасность. Как подчеркивается, неуверенность в достаточном обеспечении продовольствием может породить волну экспортных ограничений, создавая дефицит на глобальном рынке. При этом эксперты ФАО, ВОЗ и ВТО предостерегают, что смещение баланса между предложением и спросом на продовольствие приведет к резкому росту цен и усилению ценовой волатильности.
Так в чем же основные причины обострения проблемы продовольственной безопасности в условиях пандемии коронавируса COVID-19 и к каким последствиям ее усугубление может привести? Здесь можно выделить следующие факторы.
Во-первых, сбой глобальной цепочки поставок продуктов питания. Принимаемые странами мира меры строгой изоляции уже начинают сказываться на цепочках поставок продовольствия. Негативные последствия этих перебоев, особенно в области логистики, могут проявиться в ближайшие несколько месяцев. Транспортные ограничения угрожают также дистрибуции производственных ресурсов (семена, удобрения, сельхозтехника) для сельхозпроизводителей и могут сорвать начало весенних полевых работ в ряде стран.
Во-вторых, рост "продовольственного национализма". Концентрация экспортируемых продовольственных товаров в небольшом числе стран и применяемые ими защитные меры могут сделать мировое предложение более хрупким. При этом государства, прибегая к политике "продовольственного национализма" и агрессивного накопления, наносят удар не только по глобальной, но и собственной продовольственной безопасности.
В-третьих, ускорение инфляции и рост цен на ряд ключевых продовольственных товаров. Сбои в торговле, особенно введение ограничений на экспорт, могут привести в 2020-м к повышению цен на ряд продовольственных товаров, главным образом зерновые.
По информации Международного совета по зерну (IGC), в марте этого года фьючерсная цена на пшеницу на чикагской бирже подскочила на 12 процентов, достигнув новых максимумов в 240 долларов за тонну. Цена на тайский рис, являющийся ориентиром для международной торговли, повысилась на 20,4 процента до 530 долларов за тонну.
Высокие цены на продукты питания наряду с угрозой увеличения доли бедных могут иметь серьезные социальные последствия.
В-четвертых, нехватка сезонных трудовых ресурсов в сельском хозяйстве. Ежегодная численность трудовых мигрантов, занятых в сельском хозяйстве, превышает 200 млн человек. Перекрытие границ стало критическим в сезон сбора урожая, особенно быстросозревающих и скоропортящихся культур. В ряде стран из-за отсутствия трудовых ресурсов весенние полевые работы оказались под срывом.
Безусловно, сегодня продовольственная безопасность является важным элементом национальной безопасности стран. Успешность того или иного государства во многом зависит от его способности независимо от международной обстановки обеспечить все слои населения доступом к безопасным, качественным продуктам питания в необходимом для ведения активной и здоровой жизнедеятельности количестве.
Одними из приоритетных направлений развития сельского хозяйства - важного сектора экономики Узбекистана - являются насыщение внутреннего рынка продуктами питания, достижение самодостаточности в области их производства и обеспечение продовольственной безопасности.
За последние три года в нашей стране под руководством Президента проведены масштабные преобразования и качественные изменения в сфере агропромышленного комплекса, создана современная институциональная база. В соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах образованы Министерство сельского хозяйства и Министерство водного хозяйства, организованы Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных участков и его региональные отделения, приняты Стратегия развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы, Концепция по эффективному использованию земельных и водных ресурсов в сельском хозяйстве и другие организационно-правовые меры.
Политика по оптимизации посевных площадей и районированию сельхоз-культур, внедрение кластерной системы, ускоренное развитие таких важных направлений, как рыбоводство, пчеловодство и птицеводство, создание современных тепличных хозяйств, расширение практики вторичного осеннего посева овощных культур, приусадебного хозяйствования позволили не только увеличить урожаи, но и заметно поднять уровень жизни населения на селе.
И все это является наглядным результатом широкомасштабных реформ, осуществленных под руководством Президента Республики Узбекистан, имеющего большой практический опыт государственного и хозяйственного управления, всесторонне продуманной и дальновидной политики, государственных программ, реализуемых с целью стабильного обеспечения узбекистанцев качественной продовольственной продукцией.
Вместе с тем в условиях нарастания глобальных вызовов важно не останавливаться на достигнутом и продолжить работу по развитию агропромышленного комплекса и укреплению продовольственной безопасности страны.
В этой связи главой государства на состоявшемся 14 апреля этого года видеоселекторном совещании поставлены очень четкие и ясные задачи в деле дальнейшего развития отраслей сельского хозяйства, увеличения объемов производства и экспорта продовольственной продукции. В чем они заключаются?
Первое. Обеспечение роста объемов и разнообразия производимой сельскохозяйственной продукции. Для этого, как подчеркнул лидер Узбекистана, необходимо в 2020-м в два раза увеличить объемы производства продукции в плодоовощеводстве и животноводстве.
Локомотивом в этом направлении должны выступить 55 районов, специализированных на плодоовощеводстве, 86 кластеров и 125 кооперативов. Указывается на необходимость эффективного использования каждой пяди садов и виноградников, в том числе пространства между рядами, повторных площадей, достичь получения двух-трех урожаев. Для увеличения объемов заготовки необходимо полное освоение в нынешнем году 124 тысяч гектаров выведенных из оборота земель. Более того, главой государства даны поручения по доведению объема заготовки рыбы до 350 тысяч тонн в текущем году, увеличению заготовки меда в пять раз, выкорму гусеницы шелкопряда в объеме 382 тысяч коробов, что позволит обеспечить занятость не менее 750 тысяч человек.
Подчеркнута важность внедрения современных агротехнологий по рациональному использованию и повышению плодородия земельных ресурсов, эффективному использованию ирригационных и водосберегающих технологий. Обращено внимание на необходимость опережающего развития селекционной и семеноводческой работы, чтобы обеспечить сельское хозяйство необходимыми резервами, добиваться высокой урожайности.
Решение указанных задач позволит бесперебойно обеспечить население продовольственными товарами, не допустить дефицита и роста цен на них, создать так называемую подушку безопасности для защиты населения от влияний внешних факторов, таких как пандемия коронавируса, глобальная рецессия, продовольственный кризис.
Это вполне реализуемые задачи, так как для фермеров и дехкан созданы все необходимые условия для получения обильного урожая, в частности:
а) упразднена система государственного заказа на хлопок, что предоставляет фермерам возможность выращивать другие, более прибыльные сельскохозяйственные культуры;
б) на 50 процентов снижена ставка налога за пользование водными ресурсами по объемам, используемым для орошения сельскохозяйственных угодий;
в) продлены сроки уплаты налога на имущество и земельного налога физических лиц до 15 октября 2020 года;
г) все расходы, связанные с проведением ирригационных и мелиоративных мероприятий, полностью покрываются за счет Государственного бюджета;
д) фондам садоводства и виноградарства выделено 300 млрд сумов для освоения свободных и богарных земель. При этом намечено продавать освоенные земли на правах аренды сроком на пять-десять лет с условием заготовки определенного вида продовольственной продукции;
е) в 55 районах республики планируется открыть в текущем году специализированные магазины по реализации удобрений;
ж) внедрен механизм субсидирования на выращивание племенного крупного рогатого скота в размере до двух миллионов сумов и 400 тысяч сумов - породистых овец и коз;
з) установлен механизм предоставления за счет Государственного фонда поддержки предпринимательской деятельности гарантии в размере 50 процентов суммы кредитов до 20 млрд сумов, выделяемых коммерческими банками на реализацию проектов в животноводстве, птицеводстве, рыбоводстве и кролиководстве.
Словом, сегодня определены источники финансирования всех мероприятий, действует механизм стимулирования, которого не было в предыдущие годы.
Второе. Эффективное использование приусадебных участков и предотвращение больших потерь урожая. Выращивание сельскохозяйственных культур на приусадебных участках станет не только большим вкладом в укрепление продовольственной безопасности страны, но и даст населению дополнительный источник дохода.
В этих целях, в частности, предусматривается создание в рамках Госпрограммы "Каждая семья - предприниматель" теплиц площадью 1-1,5 соток не менее чем в 100 домовладениях на территории каждого сектора; из Государственного бюджета выделено 350 млрд сумов на реализацию новых проектов на приусадебных землях, создан специальный фонд при Совете фермеров. Намечено сооружение артезианских колодцев в махаллях с затрудненным доступом к воде; малообеспеченным и не имеющим кормильца семьям будут доставлены саженцы фруктовых деревьев, семена овощей и другие материальные ресурсы. Будет создана эффективная система поставки выращенной на приусадебных землях продукции на внутренний и внешний рынки.
Третье. Наращивание объемов экспорта сельскохозяйственной продукции. Узбекская плодоовощная продукция на мировых рынках отличается конкурентоспособностью, превратившись в настоящий бренд с высокой репутацией. Свежая и переработанная, она экспортируется в 66 стран мира. По объемам экспорта абрикосов, сливы, винограда, орехов, капусты и ряда других фруктов и овощей Узбекистан уверенно входит в десятку ведущих мировых поставщиков.
Сегодня в нашей стране экспортерам оказывается серьезная поддержка для реализации указанных задач. В частности, приостанавливается применение штрафных санкций в отношении хозяйствующих субъектов за просроченную дебиторскую задолженность по внешнеторговым операциям за счет средств, выделяемых Агентству по продвижению экспорта при Мининвестиций, предусматривается возмещать экспортерам плодоовощной продукции 50 процентов их транспортных расходов. Кроме того, для поддержки указанного фонда выделено дополнительно 50 млрд сумов. Более того, создан оперативный штаб по обеспечению ускоренного пропуска через приграничные таможенные посты грузов, их бесперебойного таможенного оформления, а также выдачи документов разрешительного характера на экспортируемые и импортируемые товары.
Увеличение объемов экспорта плодоовощной продукции, продовольственных товаров не только позволит нашей стране нарастить экспортный потенциал, открыть новые рынки сбыта, увеличить валютные поступления, но и станет в этот сложный для мира период вкладом в обеспечение глобальной продовольственной безопасности и покажет Узбекистан как ответственного члена мирового сообщества. Как отмечает международное рейтинговое агентство Fitch Solutions, ускорение торговли продуктами питания, особенно между соседними странами, является скрытой возможностью в условиях разрыва глобальных цепочек поставок.
Вместе с тем государство не ограничивается уже принятыми мерами и в зависимости от меняющейся конъюнктуры рассматривает возможность дополнительной поддержки сельскохозяйственной отрасли, играющей ключевую роль в обеспечении продовольственной безопасности. Так, в настоящее время широко обсуждается принятие прорывного постановления Президента, согласно которому в целях эффективного освоения неиспользуемых земель предусмотрена их передача населению на условиях льготного лизинга для выращивания плодоовощной продукции. Кроме того, планируется выделение двух триллионов сумов кредитов предприятиям, занимающимся экспортом плодоовощной продукции, отмена до 1 декабря 2020 года всех ограничений на импорт минеральных удобрений, материальное стимулирование развития птицеводства, шелководства и другие меры, которые, несомненно, позволят значительно нарастить потенциал страны в области продовольственного обеспечения.
Подводя итоги, можно с уверенностью констатировать, что в то время когда во всем мире возрастают угрозы дефицита продовольствия, руководство Узбекистана предпринимает своевременные и необходимые меры, позволяющие удовлетворять не только внутренний спрос, но и увеличивать объемы поставок продовольственных товаров на внешний рынок.
В целом не подлежит никакому сомнению, что для выполнения поставленных Президентом Узбекистана стратегических задач по обеспечению экономического развития и продовольственной безопасности сегодня как никогда важно добиться слаженного взаимодействия всех ветвей власти, проявления инициативы и самоотверженного труда на благо интересов государства и общества.
Только объединившись и сообща, мы сможем эффективно решать стоящие перед страной современные вызовы и угрозы.
Акрамжон Неъматов,
первый заместитель директора Института стратегических
и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан