Представитель ИСМИ: Создание емкого единого транспортного и энергетического пространства позволит превратить регион в производственно-технологический хаб

20 января т.г. в Астане состоялась экспертная встреча «Центральная Азия-2030: образы будущего». Выступая на мероприятии, первый заместитель директора ИСМИ Акрамжон Неъматов обозначил ряд важных направлений, способствующих раскрытию региональной кооперации в полной мере. 

Во-первых, отметил представитель ИСМИ, необходимо обеспечить полноценное функционирование режима свободной торговли, поддерживать трансграничное передвижение товаров, услуг и капитала путем устранения излишних бюрократических процессов, и гармонизации нормативно-правовой базы в сфере оказания таможенных, логистических услуг, экспортно-импортных операций. На внутрирегиональную торговлю приходится менее 10% совокупной торговли стран ЦА. Хотя рост за последние пять лет составил 3%, это самый низкий показатель в мире. В развитых региональных сообществах на взаимную торговлю приходится значительная доля. Этот показатель в ЕС превышает 63,2%, АСЕАН -70%, НАФТА – 40,9%, Восточная Азия -57,5%. 

При этом, указал он, государства сильно зависят от импорта, на долю которого приходится более 45% от 167 млрд долларов. Особо ощутима зависимость от импорта продовольствия, которая достигает 50%. В условиях роста цен на энергоресурсы и транспортных издержек это стало причиной подорожания продовольственных товаров на 14 % в прошлом году.

В этой связи, во-вторых, подчеркнул представитель ИСМИ, важно создавать в Центральной Азии пространство промышленной локализации и импортозамещения. «Используя конкурентные преимущества и взаимодополняемость экономик, мы можем производить качественную продукцию и замещать дорогостоящий импорт из третьих стран, более того выходить на их рынки с продукцией глубокого передела», - считает Акрамжон Неъматов. 

Сегодня от 40% до 60% приходятся на экспорт нескольких видов сырья – углеводороды, золото, медь, алюминий. Более того, торговый оборот стран ЦА сконцентрирован на рынках нескольких стран, прежде всего КНР и РФ, на которые приходится более 40% внешней торговли стран региона. Это делает государства ЦА уязвимыми от снижения цен на сырьевые ресурсы и внешних шоковых факторов, что сильно отражается на экономике и инвестиционной привлекательности региона. В этой связи важна диверсификация производства и экспорта.

В-третьих, как полагает первый заместитель директора ИСМИ, ключевым условием для развития торговли и производства, выхода на внешние рынки является развитие транспортной инфраструктуры, транспортно-логистических услуг; упрощение и гармонизация процедур торговли, поддержание конкуренции в транспорте и логистике.

Из-за более высоких транспортных издержек ВВП стран, не имеющих выхода к морю, растет на 1,5% медленнее, а товарооборот на 30% меньше, чем ВВП и товарооборот стран, имеющих выход к морю. Высокие транспортные издержки вызваны, помимо этого, недостатком транспортных сетей, высокой стоимостью и низким качеством транспортных и логистических услуг в регионе, а также трудностями с перемещением через границы.

Как следствие, отметил Акрамжон Неъматов, расходы на транспорт и логистику в стоимости экспортируемых товаров достигает до 60%. При этом сбои в цепочках поставок и рост цен на энергоресурсы привели к их подражанию еще на 20-40%. 

В этой связи, считает представитель ИСМИ, для наращивания транспортно-транзитного и логистического потенциала необходимо ускорить создание Регионального совета по транспортно-коммуникационной взаимосвязанности и инфраструктурным проектам стран Центральной Азии. Его задачей должно стать координация сотрудничества по развитию транспортной инфраструктуры. Это организация разветвленных сетей, транспортно-логистических центров и «сухих портов», повышение пропускной способности пунктов пересечения границ, гармонизация процедур торговли, транзита и пересечения границ, цифровизация перевозок и документации.

В-четвертых, другим важным направлением региональной кооперации, убежден эксперт, должно стать развитие энергетической сферы. Сегодня практически все сектора экономик зависят от энергоресурсов и потребность на них неуклонно растет. 

При этом, отметил Акрамжон Неъматов, «особенно сегодня мы ощущаем энергетический кризис, когда цены на нефть и газ выросли в 2-3 раза, что вкупе с проблемами в мировой логистике провоцирует рост инфляции, которая превысила в регионе 12%, вызывая спад спроса на продукцию, объемов производства и рост безработицы».

Более того, энергосистемы государств региона чрезмерно зависят от одного вида ресурса, что ограничивает полноценное обеспечение энергетической безопасности каждой страны.

Между тем вследствие отсутствия взаимодействия в этом направлении, высокого физического и морального износа энергетических мощностей, который в среднем составляет около 70-80%, медленного развития ВИЭ, мы не можем эффективно задействовать потенциал и снизить риски сбоев энергетической системы, что негативно влияет на экономическую кооперацию.

Однако, особо подчеркнул представитель ИСМИ, для решения проблем в сфере энергетики в регионе имеются необходимые условия. В частности, ЦА располагает высоким потенциалом и достаточными объемами запасов энергоресурсов, занимая в мире лидирующие места. В Казахстане имеется нефть и уголь, Туркменистане и Узбекистане – газ, Таджикистан и Кыргызстан обладают значительными водно-энергетическими ресурсами. То есть в регионе имеется возможность взаимодополнять энергетические рынки стран.

Так, указал он, для решения обозначенных проблем, важно активизировать деятельность Координационного электроэнергетического совета ЦА, проводить согласованную политику в сфере энергетики.

«При этом создание емкого единого транспортного и энергетического пространства позволит превратить регион в производственно-технологический хаб, выходить на третьи рынки с продукцией с высокой добавленной стоимостью», - резюмировал Акрамжон Неъматов.

Источник