22 ноября т.г. в Институте стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан состоялся «круглый стол» на тему «Присоединение Республики Узбекистан к Тюркскому совету – новая глава в развитии тюркского мира».
В обсуждении приняли участие ведущие научные сотрудники исследовательских центров ИСМИ, эксперты Информационно-аналитического центра международных отношений при МИД Узбекистана, профессора Ташкентского государственного института востоковедения, а также обозреватели национальных СМИ.
Основное внимание эксперты уделили анализу практических аспектов участия Узбекистана в деятельности Тюркского совета. Рассмотрены цели и задачи, ключевые положения Нахичеванского соглашения о создании данной организации.
Состоялся обмен мнениями о значении принятого Узбекистаном решения присоединиться к Совету сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ) в качестве полноправного члена. В данном контексте отмечено, что перед организацией открылись новые перспективы расширения своей деятельности.
В то же время Узбекистан получил дополнительные возможности для наращивания многостороннего взаимодействия с близкими государствами в области политики, экономики, инвестиций, транспорта, туризма, образования и культуры.
Эксперты акцентировали внимание на том, что расширение торгово-экономического взаимодействия со странами ССГТ несёт существенные экономические дивиденды для Узбекистана. Тюркский совет с совокупным населением свыше 115 млн. чел. и общим объёмом ВВП более 1,1 трлн. долл. является перспективным рынком для экспорта узбекской продукции. Показательно в данном контексте то, что в 2018 г. товарооборот между странами Тюркского совета увеличился на 29% по сравнению с 2015 г. и достиг 7 млрд. долл. С 2016 г. торговый оборот Узбекистана со странами-членами Совета вырос на 40%. Согласно оценкам экспертов ССТГ, вступление Узбекистана Совет приведёт к росту взаимного товарооборота членов организации до 12 млрд. долл. в год.
Участники мероприятия подчеркнули, что инициатива Президента Ш.Мирзиёева по развитию малого и среднего бизнеса посредством организации совместных технопарков, инновационных стартап-компаний и венчурных фондов, а также открытие торговых домов тюркоязычных стран, будет способствовать установлению прямых, основанных на взаимопонимании и доверии связей между предпринимателями. Особо подчёркивалось предложение по широкому вовлечению молодёжи в предпринимательство посредством учреждения Форума молодых предпринимателей и проведение его первого заседания в Узбекистане в 2020 г. Это позволит наладить эффективный обмен опытом и знаниями, повысить качество системы подготовки кадров, создать экономически устойчивые малые и средние предприятия, новые рабочие места, а также привлечь инвестиции.
Участники также отметили, что благоприятной платформой для взаимодействия с государствами-членами Совета является транспортно-коммуникационная сфера. Транзитный потенциал государств ССТГ даст возможность Узбекистану выйти на рынки Европы. В этом ключе принимается во внимание совместное развитие участниками Совета Транскаспийского транспортного коридора, связанного с железнодорожной линией «Баку-Тбилиси-Карс» (БТК). Присоединение Узбекистана к данному проекту позволит активизировать работу по организации транзита грузов в европейские страны (по маршруту «Ташкент - порт Туркменбаши – Ахалкалаки - Карс» с выходом на туннель «Мармарай», связывающая Азию с Европой).
Кроме того, реализация в перспективе проекта строительства железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» и его сопряжение с «БТК» станет важным вкладом в восстановление исторического Великого Шёлкового пути от Китая в Европу, который когда-то проходил через территории тюркоязычных стран и содействовал развитию торговли, культурно-духовному обмену между народами.
Говоря о туристическом аспекте сотрудничества в рамках ССТГ, эксперты подчеркнули, что активное участие Узбекистана в совместном туристическом проекте «Современный Шёлковый путь», запущенном в 2018 г., будет способствовать продвижению туристического имиджа Республики в странах Южного Кавказа и Ближнего Востока, а также увеличению потока туристов в страну. В рамках программы сторонами рассматривается возможность внедрения единой туристической визы. В этом ключе особенно ожидается развитие паломнического туризма. Согласно данным Государственного комитета по развитию туризма, в 2018 г. среди туристов мусульманских стран, посетивших нашу страну, турки заняли первое место (41,2 тыс. чел.).
Кроме того, в конце т.г. по железной дороге «БТК» планируется запуск пассажироперевозок. В результате этого широкий размах получит развитие регионального туризма, что в перспективе создаст большие возможности для Узбекистана.
Участие в работе ССТГ нашего государства, заметно активизировавшегося на международной арене и усиливающего свою роль в региональных интеграционных процессах, способно внести значительный вклад в дальнейшую интенсификацию деятельности Совета и наполнить повестку Организации новыми идеями и конкретными предложениями.
Также в ходе мероприятия эксперты ответили на ряд вопросов, интересующих представителей СМИ и их аудиторию.
В целом «круглый стол» позволил национальному экспертному сообществу выявить перспективы участия Узбекистана в Совете сотрудничества тюркоязычных государств, определить ключевые позиции и выработать рекомендации по организации работы в данном формате.
Следующее
Товарооборот стран Тюркского совета после присоединения Узбекистана превысит 12 млрд долларов
Вступление Узбекистана в Совет сотрудничества тюркоязычных государств позволит взаимному товарообороту между странами-членами перешагнуть отметку в 12 млрд долларов по итогам 2019 года...
23.11.2019