11 мая т.г. Сенат Олий Мажлиса одобрил ранее принятое решение нижней палаты парламента об участии Узбекистана в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) в качестве государства-наблюдателя.
Что даст Узбекистану статус наблюдателя и как это повлияет на сотрудничество в регионе? На эти и другие вопросы отвечает первый заместитель директора Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан Акрамжон Неъматов.
– Каково Ваше мнение о решении парламента стать наблюдателем в ЕАЭС?
Результаты голосования в нижней и верхней палатах Олий Мажлиса показали появление на политической сцене нашей страны совершенно нового парламента. Решение было принято не простым одобрением, как это бывало раньше, а по итогам демократического процесса, в ходе которого было организовано всенародное обсуждение, обеспечено свободное волеизъявление народа, дана всесторонняя оценка соответствия решения национальным интересам страны.
В целом, решение парламента о статусе наблюдателя в ЕАЭС стало реальным отражением интересов подавляющего большинства избирателей нашей страны.
Используя механизмы парламентского и общественного контроля, народными представителями были заслушаны заключения и оценки правительства, соответствующих министерств и ведомств, неправительственных организаций, экспертов, организованы общественные слушания на местах. Эффективный диалог с народом позволили выстроить СМИ, которые стали самой настоящей дискуссионной площадкой, где сталкивались различные общественные интересы и вырабатывалось всесторонне взвешенное решение. Это стало ярким примером обеспечения свободы слова в нашей стране.
Одним словом, мы стали свидетелями качественно нового демократического процесса, который наглядно показал, что проводимые Президентом Ш.Мирзиёевым в рамках «Стратегии действий» масштабные реформы по повышению роли парламента и политических партий в системе государственного управления, усилению участия граждан в управление делами общества и государства в решении важнейших вопрос развития страны, дают свои практические результаты.
Президент нашей страны Ш.Мирзиёев неоднократно заявлял, что «инициатор реформ – само общество», а парламент должен превратиться в настоящую «школу демократии», решения необходимо принимать в диалоге с народом, открыто и гласно, с учетом мнений, запросов и интересов граждан Узбекистана.
Лейтмотивом всех дискуссий стало достижение высоких темпов экономического роста в Узбекистане за последние три года, что и потребовало активизации мер по расширению сотрудничества с ЕАЭС.
Наша страна проводит масштабные экономические реформы, требующие привлечения инвестиций, технологий и ноу-хау, ведется поиск новых перспективных рынков. В этой связи Узбекистан все активнее вовлекается в мирохозяйственные связи, интегрируется в международное экономическое пространство, проводит открытую и прагматичную внешнюю политику.
Выбранный курс диктует необходимость наращивания эффективного взаимодействия с международными и региональными объединениями, в том числе и с ЕАЭС. Это обусловлено, с одной стороны, тем, что в данном объединении участвуют наши стратегические партнеры и союзники, как Россия, Казахстан и Кыргызстан, с которыми мы наращиваем торгово-экономическое сотрудничество, с другой – открывается возможность повысить конкурентоспособность нашей продукции на более широком экономическом пространстве.
– Что даст статус наблюдателя в ЕАЭС в краткосрочной перспективе?
Статус государства-наблюдателя даст нашей стране возможность укрепить диалог с партнёрами и членами ЕАЭС, более глубже изучить практическое функционирование уставных и договорных органов организации, механизмы взаимодействия стран-членов и процессы принятия решения в них, ознакомиться с наработанной нормативно-правовой базой и правоприменительной практикой.
Кроме того, вовлекаясь в процессы внутри организации, мы будем «держать руку на пульсе» и опосредовано участвовать в формировании экономической политики на пространстве ЕАЭС с учетом наших национальных интересов. Помимо этого, вовлеченность в интеграционное объединение предоставит возможность своевременно адаптировать соответствующие национальные законы в сфере экономики к требованиям и правилам ЕАЭС.
Тут важно обратить внимание, что Узбекистан в последние годы расширяет двустороннее сотрудничество со странами ЕАЭС. Например, в 2016-2019 годах общий товарооборот Узбекистана со странами ЕАЭС вырос на 60%, до 10 миллиардов долларов. Сегодня же доля внешней торговли Узбекистана с ЕАЭС составляет 30%, а объем экспорта сельхозпродукции превышает 75%.
Еще одно преимущество – статус наблюдателя на нас не накладывает обязательств следовать требованиям ЕАЭС, но в то же время перспективы сотрудничества с Союзом актуализируют перед нашим бизнесом задачу совершенствования своей деятельности, чтобы стать конкурентоспособными. От этого выиграют потребители и экономика в целом, которая выйдет на новый этап модернизации.
– А как на практике будет использован статус наблюдателя?
Государство, получившее данный статус, направляет своего постоянного представителя по месту нахождения Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), которая является ключевым постоянно действующим органом ЕАЭС. Таким образом, в лице постоянного представителя наша страна будет поддерживать регулярные контакты с Комиссией и её органами по вопросам реализации экономической политики на пространстве объединения.
Это очень важный механизм организации упорядоченного диалога, который позволит нашим отраслевым хозяйствующим субъектам, национальным производителям глубоко изучить стандарты, технические, таможенные, фитосанитарные правила на пространстве ЕАЭС, усовершенствовать торговое взаимодействие. Одним словом, можно будет нарастить конкурентные преимущества и эффективнее торговать на рынках государств-членов ЕАЭС.
При этом необходимо особо подчеркнуть, что статус наблюдателя в рамках ЕАЭС никак не ограничивает наши права на интеграционные инициативы с другими экономическими объединениями и не влияет на наше экономическое сотрудничество с другими странами. Напротив, участвуя в региональном интеграционном объединении, мы наращиваем опыт отраслей и потенциал нашей экономики по эффективному взаимодействию в рамках интеграционных объединений.
- Как вы думаете, кризис с пандемией COVID-19 как-то повлиял на решение стать наблюдателем?
Процесс изучения вопроса сотрудничества Узбекистана с ЕАЭС начался задолго до пандемии – активное обсуждение и дискуссии ведутся с начала 2019 г. и являются логическим продолжением новой внешнеэкономической стратегии Узбекистана, направленной на поиск новых перспективных рынков, формирование надежных транспортно-транзитных коридоров и привлечение инвестиций и технологий для опережающей модернизации национальной экономики.
Что касается экономического кризиса вследствие пандемии, то он еще раз подтвердил, что мы на правильном пути интеграции в мирохозяйственные связи.
Пандемия оказала свое негативное влияние на экономику абсолютное большинство стран мира, затронув все сферы их жизнедеятельности. В частности, были прерваны цепочки поставок, пострадал рынок труда, прекратили работу ряд предприятий, сократились транспортные перевозки.
Уроки пандемии призывают к активизации коллективных усилий, и на этом фоне эксперты прогнозируют усиление регионализации и возрастание значимости региональных объединений. Предпочтение будет отдаваться емким региональным рынкам, которые позволят эффективнее преодолеть проблему разрыва глобальных цепочек поставок в условиях подобных кризисов, являясь т.н. «коротким плечом» для национальных экономик.
Конечно для Узбекистана таким емким региональным рынком может стать пространство ЕАЭС, имеющее весомый потенциал роста.
Обратите внимание на экономические показатели ЕАЭС: по итогам 2019 года ВВП Союза составил 1,9 трлн. долл., ВВП третьих стран, с которыми ЕАЭС заключил соглашения о свободной торговле, а также подписал меморандумы о взаимодействии, составляет, 29,6 трлн. долл. (по паритету покупательной способности) – 23,2% от мирового ВВП, с учётом региональных интеграционных объединений, ВВП зарубежных партнёров Союза составляет 43,9 трлн. долл., (по паритету покупательной способности) или 34,3% от мирового ВВП).
Учитывая нынешние экономические реалии, на которые большое влияние оказывает мировой кризис и закрытие границ стран дальнего зарубежья, статус наблюдателя позволит нашей стране решать вопросы, связанные с упрощением экспорта продукций в страны ЕАЭС, и нарастить экспортные поставки продукции, прежде всего, в сельскохозяйственной, текстильной и других отраслях в страны ЕАЭС.
В целом, важно отметить, что на фоне пандемии, как и другие региональные интеграционные структуры, ЕАЭС проходит своего рода «тест на готовность и прочность в условиях кризиса», который высветил ряд важных моментов в деятельности ЕАЭС, на которые необходимо обратить внимание. Конечно, эти и другие факторы также были учтены при принятии решения, чтобы «лучше понять» как ЕАЭС будет дальше развиваться и совершенствоваться. Поэтому на этом этапе решение Узбекистана об участии в ЕАЭС в статусе наблюдателя является правильным.
– Как, на Ваш взгляд, повлияет статус наблюдателя Узбекистана ЕАЭС на перспективы регионального сотрудничества?
Президент Узбекистана Ш.Мирзиёев неоднократно заявлял, что укрепление дружественных отношений с соседними странами, превращение Центральной Азии в зону стабильности, устойчивого развития и добрососедства является приоритетом внешней политики Узбекистана.
С этой точки зрения, при выстраивании отношений с региональными и международными структурами Узбекистан принципиально исходит из того, что участие в интеграционных объединениях должно способствовать укреплению регионального сотрудничества.
Сегодня вследствие пандемии все страны Центральной Азии столкнулись с такими общими проблемами, как рост уровня инфляции и безработицы, снижение роста ВВП, обеспечение продовольственной безопасности. Преодоление этих последствий требует консолидации усилий, что обуславливает важность регионального сотрудничества. Только сообща и объединившись, мы можем эффективно противодействовать современным вызовам и угрозам.
Регулярные контакты глав государств в эти сложные дни еще раз подчеркивают высокий уровень взаимопонимания и взаимной поддержки. В частности, Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев за последние два месяца провёл 13 телефонных разговоров с главами Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана, в ходе которых были обсуждены вопросы тесного взаимодействия в эффективной борьбе с пандемией и минимизации ее негативных последствий.
Твердая приверженность стран ЦА развитию регионального сотрудничества отражена в итоговом заявлении, принятом по итогам Консультативной встречи глав государств Центральной Азии, прошедшей по инициативе Президента Узбекистана Ш.Мирзиёева 29 ноября 2019 года в Ташкенте. В частности, страны выразили желание и готовность к углублению регионального сотрудничества в вопросах расширения транспортно-транзитных возможностей и развития энергетического потенциала региона, развития инфраструктуры, формирования современных международных центров логистики, торговли и туризма, строительства новых предприятий, внедрения инновационных технологий, развития «зеленой» экономики. В целом, как отмечают международные эксперты, итоги Консультативной встречи подтвердили необратимость процесса сближения стран Центральной Азии.
Активизация участия Узбекистана в ЕАЭС отвечает стратегическим задачам регионального сотрудничества и будет способствовать значительному повышению потенциала Центральной Азии в сфере экономики, транспорта и энергетики, в перспективе это будет сильным конкурентным преимуществом региона.
Опубликовано в газете "Народное слово"№99 от 12 мая 2020г.