Россия и Узбекистан: перспективы сотрудничества

X Азиатская конференция Международного дискуссионного клуба «Валдай» пройдёт в Узбекистане, в Самарканде, в партнёрстве с Институтом стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан. Организация этого значимого и важного форума вполне вписывается в общий контекст динамично развивающегося за последние три года российско-узбекского двустороннего сотрудничества, а также доверительного взаимодействия наших стран по многим вопросам международной повестки дня, пишет программный директор клуба «Валдай» Олег Барабанов.

Несомненно, этот новый курс тесно связан с деятельностью президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, с его стратегией, направленной как на укрепление регионального сотрудничества, так и на модернизацию самого узбекского общества. Ранее различные проекты в сфере безопасности, экономики и гражданских связей в постсоветской Центральной Азии тормозились достаточно высокой степенью недоверия между странами региона и наличием негативных стереотипов (этнических и социальных), между обществами.

Сейчас же мы видим, как картина разительно меняется, и практически по всему периметру своих границ Узбекистан выстраивает конструктивные отношения со странами-соседями. Этот подход полностью отвечает и национальным интересам России, с тем, чтобы в исторически и политически важном для нас регионе восторжествовал дух добрососедства и партнёрства.

Немаловажно, что большие политические и экономические проекты двустороннего сотрудничества сочетаются при новом руководстве Узбекистана и с укреплением гражданских связей между обществами наших стран. Естественно, ключевым элементом укрепления социальных связей является сотрудничество в сфере образования. Оно позволяет создать прочный залог дружбы и взаимного понимания на будущее, для новых поколений. И здесь при новом президенте Узбекистана был запущен целый ряд масштабных совместных проектов.

Одним из них стало начало учебного процесса в сентябре 2019 года в новом филиале МГИМО – Университете МИД России в Ташкенте в сотрудничестве с Университетом мировой экономики и дипломатии при МИД Республики Узбекистан. Важно отметить и то, что учебные программы в новом филиале были организованы и в бакалавриате, и в магистратуре. Это позволит привлечь к совместным программам узбекских студентов на разных уровнях их профессионального развития: как выпускников школ в бакалавриат, так и уже более зрелое поколение, определившееся с выбором своего жизненного пути – в магистратуру. Естественно, работа филиала позволит укрепить сотрудничество между российскими и узбекскими преподавателями и учёными по целому ряду дисциплин: в международных отношениях, праве, экономике и других. Это в конечном счёте имеет и важное политическое значение, когда ведущие эксперты двух стран смогут лучше понимать специфику функционирования наших государств и обществ, и соответственно, их прикладные рекомендации в этой сфере приобретут большую реалистичность.

Немаловажное общественно-политическое значение имеет и стратегия нового руководства Узбекистана в сфере развития туризма. Наиболее яркие архитектурные памятники прошлого в регионе Центральной Азии находятся именно на территории Узбекистана: в Самарканде, Бухаре, Хиве и других местах. Но не секрет, что ранее приток туристов в страну и их впечатления от поездки часто ограничивались жёсткостью, недружественностью, а иногда и коррупционностью таможенных, валютных, полицейских и логистических практик. Ощутимое количество негативных отзывов такого рода о поездке в Узбекистан можно было найти на многих международных туристических интернет-форумах. Это прямо влияло и на образ страны в целом в международном общественном мнении.

Сейчас ситуация меняется. «Нормализация» и приведение к понятному международному стандарту отношения к туристам со стороны государственных органов способны значительно увеличить приток туристов в Узбекистан. А это приведёт к ощутимому положительному воздействию на экономику страны в целом: и за счёт создания новых рабочих мест, и по росту продаж, и за счёт соответствующего налогообложения. Пример Грузии, которой благодаря простоте и дружественности регулирующих практик удалось в недавние годы привлечь в страну значительное количество российских туристов, несмотря на всю сложность политических отношений, здесь весьма показателен. Потенциал же Узбекистана при наличии крепких отношений политического сотрудничества гораздо выше.

Важным элементом гражданских связей между Россией и Узбекистаном, который может ощутимо повлиять на восприятие в целом наших стран в общественном мнении друг друга (причём как позитивно, так и негативно), является наличие крупной трудовой диаспоры узбекистанцев в России. По разным статистическим данным, она занимает либо первое место среди мигрантов из всех других стран, либо делит его с Таджикистаном. Нужно открыто сказать, что Россия прямо заинтересована в притоке трудовых мигрантов в нашу страну. Их деятельность содействовала реализации крупных инфраструктурных и экономических проектов во многих городах России. Выгодна эта практика и Узбекистану, как за счёт денежных поступлений от мигрантов в страну, так и в плане снижения напряжения на местном рынке труда.

Поэтому ключевым вопросом является именно взаимное восприятие. С одной стороны, российское общественное мнение высоко оценило пророссийскую позицию, открыто занятую многими мигрантами в разгар украинского кризиса. Именно начиная с 2014 года общее отношение к мигрантам в России начало ощутимо меняться к лучшему. То ощущение, что трудовые диаспоры в нашей стране сопереживают россиянам и поддерживают их в непростом внешнеполитическом конфликте, сыграло ключевую роль. С другой стороны, сохраняющиеся элементы ксенофобии в отдельных маргинальных слоях российского общества остаются, и тут ещё есть поле для совместной разъяснительной и просветительской работы.

Впрочем, важно и то, что это улица с двусторонним движением. Фактически каждый трудовой мигрант является своего рода народным послом Узбекистана в России. От того, как он будет себя вести, как он будет общаться с россиянами, наше общественное мнение будет судить об Узбекистане в целом. И здесь как раз разъяснительная и просветительская работа нужна и с узбекской стороны. Как на государственном уровне, так и на уровне неформальных структур, старейшин, лидеров общественного мнения и прочая.

Если вернуться к общему духу российско-узбекских отношений, то при новом руководстве его отличает общее укрепление доверительности. Узбекистан ведёт себя в отношениях с Россией очень достойно, держит слово и не раздаёт несбыточных обещаний. В политическом дискурсе узбекского руководства по отношению к России сейчас практически не встретишь политизированных обвинений, шантажа и вымогания экономических преференций, что иногда бывает с рядом других партнёров. Громкие двусторонние скандалы, типа «дела МТС», остались далеко в прошлом.

Важно отметить и то, что ощутимый рост доверия в двусторонних отношениях сейчас связан отчасти и с тем, что со стороны России по отношению к Узбекистану не было завышенных ожиданий, не было долгой интеграционной истории и невыполненных обещаний. Поэтому Россия искренне рада, что новое руководство Узбекистана взяло курс на ответственную и открытую политику добрососедства, и со своей стороны всячески готова ему содействовать.

Выскажу личное мнение: Узбекистану повезло с президентом Мирзиёевым. И укрепление наших двусторонних отношений сейчас является значимым фактором мира и стабильности во всей Евразии.

Источник