Россия – Узбекистан: перспективы двустороннего взаимодействия в контексте нового миропорядка

В рамках Х Азиатской конференции, проводимой Международным дискуссионным клубом «Валдай» в партнёрстве с Институтом стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан, состоялась специальная сессия, посвящённая российско-узбекским отношениям.

На сессии обсуждались вопросы экономического, военно-технического, культурно-гуманитарного сотрудничества, затрагивались проблемы региональной безопасности, проблема стабилизации ситуации в Афганистане. Неоднократно подчёркивалось, что состояние двусторонних отношений невозможно рассматривать вне контекста нового мирового порядка, который непосредственно влияет на формат двусторонних отношений. И внешний контекст, это надо понимать, несёт сейчас куда больше рисков, чем возможностей.

Не секрет, что российско-узбекские отношения имеют давние и глубокие корни. В последние годы эксперты отмечают активизацию сотрудничества между двумя странами. Только с начала года проведено более 150 встреч делегаций разного уровня – такой интенсивности контактов не было никогда.

Визит президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Россию в апреле 2017 года ознаменовал переломный этап в двусторонних отношениях. За последние три года лидеры двух стран встречались восемь раз, что подчёркивает динамику взаимодействия. С того времени активизировалась работа между палатами парламента государств. Создана комиссия глав правительств России и Узбекистана, что является высоким показателем отношений этих двух стран. Постоянно проводятся межмидовские консультации по актуальным вопросам двусторонней и международной повестки. Москва и Ташкент придерживаются близких позиций по ключевым вопросам региональной и международной политики, проводя тесное взаимодействие в рамках ООН, СНГ, ШОС и других международных структур.

Другим приоритетом является развитие торгово-экономического сотрудничества. За январь – август 2019 года объём двусторонней торговли вырос более чем на 10%, при этом экспорт Узбекистана, например, вырос на 17%, а импорт на 6%. Объём привлечённых российских инвестиций в экономику Узбекистана достиг 9 миллиардов долларов США.

Вопрос региональной безопасности в Центральной Азии в целом и Узбекистане в частности является национальным интересом для России по причине географической близости региона к ключевым индустриальным центрам России. США и европейские государства смотрят на Центральную Азию в первую очередь через призму своих отношений с Китаем и Россией.

Такие многосторонние институты как ОДКБ или ШОС являются важными, но не единственными элементами системы безопасности. Двусторонние механизмы играют существенную роль в вопросах обеспечения устойчивости и стабильности в регионе. А двусторонние отношения России и Узбекистана становятся важным самостоятельным институтом в системе безопасности Центральной Азии.

Узбекистан обладает уникальным опытом борьбы с исламским терроризмом, экстремизмом и радикализмом. С этим вызовом Ташкент столкнулся раньше всех – ещё в конце 1980-х годов. Невозможно противостоять исламскому радикализму без диалога с людьми, и такую борьбу должны вести, прежде всего духовные лидеры. После распада СССР на постсоветском пространстве был острый дефицит соответствующих кадров. В начале 1990-х годов был взят курс на открытие высших учебных заведений для их подготовки. В России сейчас тоже ведётся такая работа. К примеру, в Татарстане существует несколько престижных учебных заведений соответствующего профиля.

Острую обеспокоенность вызывают перемещения из Сирии и Ирака в Афганистан, в особенности в его северные районы, боевиков международных террористических группировок, среди которых имеются и выходцы из центральноазиатских стран. Россия и Узбекистан по всем доступным каналам содействуют урегулированию афганской ситуации. Две страны призывают к мобилизации всех имеющихся форматов для продвижения афганского урегулирования.

Также Россия и Узбекистан заинтересованы в развитии транспортных проектов Афганистана, которое позволит соединить Центральную Азию через Афганистан с портами в Иране и Пакистане.

Острое соперничество между Китаем и США, судя по всему, не прекратится ни через год, ни через два, а станет доминирующей тенденцией следующего десятилетия, которая имеет перспективу стать «технологической холодной войной». В центре этого противостояния будет задача сформировать вокруг себя клуб экономических партнёров, которые будут придерживаться тех же самых систем и стандартов. Это ставит очень сложный вызов перед Россией и Узбекистаном.

Несмотря на весьма позитивную динамику, двум странам предстоит ещё большая работа, направленная на выстраивание диалога в непростых и постоянно меняющихся современных условиях.

Источник