20 декабря т.г. Институт стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан совместно с Академией государственного управления при Президенте Республики Узбекистан организовал «круглый стол» на тему: «Основные приоритеты внутренней и внешней политики Республики Узбекистан на современном этапе».
В мероприятии участвовали около 100 представителей аналитических структур и общественно-политических кругов более 20 стран Европы, Азии и СНГ, прибывших в Узбекистан в качестве международных наблюдателей на выборы в представительные органы власти.
Зарубежные участники дали высокую оценку процессам обновления в Узбекистане, признали всеобъемлющий характер реализуемой «Стратегии действий на 2017-2021 годы», которая охватывает все сферы жизнедеятельности государства и общества.
Директор Национальной ассоциации политологов Таджикистана А.Мамадазимов особо отметил реформы избирательного законодательства, расширение фундаментальных прав и свобод граждан. С его слов, в то время как в некоторых странах наблюдается процесс ограничения избирательных прав граждан, Узбекистан принимает беспрецедентные меры по «гуманизации» проведения выборов в представительные органы. В качестве примера эксперт привел предоставление права участия в голосовании лицам, находящимся в местах лишения свободы по приговору суда, совершившим преступления, не относящиеся к категориям «тяжких» и «особо тяжких».
Волна реформирования и демократизации, происходящая в Узбекистане, как считает эксперт, охватывает весь центральноазиатский регион. В данном контексте он подчеркнул, что «экспертное сообщество ЦА приветствует трансформационные процессы в Узбекистане. При этом новые инициативы Президента Узбекистана доходят даже до дворцов японских императоров, свидетелем чего мы стали в ходе недавнего визита Главы Узбекистана в Японию».
Директор Центра европейско-азиатских исследований России А.Русаков, приветствуя проведенные масштабные политические преобразования в Узбекистане, отметил, что они будут способствовать усилению субъективности парламента и повысят роль политических партий, что является крайне актуальным во всех странах СНГ. По его словам, меры по усилению демократических институтов принимаются и в других государствах Содружества, однако результаты оставляют желать лучшего. В этой связи, как подчеркнул эксперт, сегодня Узбекистан имеет все шансы создать собственную историю успеха в данном направлении.
Экс-сенатор Парламента Бельгии А.Дестекше, отмечая высокий уровень проведения парламентских выборов, указал на ключевые характеристики нынешнего «трансформирующегося Узбекистана»:
1) экономическая открытость и привлекательность страны для ведения бизнеса; 2) движущая сила региональных процессов, которые происходят в кардинально новой атмосфере взаимоуважения и взаимопонимания благодаря политике Руководства страны; 3) эффективная многовекторная политика во взаимоотношениях с ведущими глобальными державами; 4) совершенно новая политическая атмосфера в стране, выражающаяся в укреплении свободы слова и верховенства закона.
По мнению ведущего научного сотрудника Индийского совета по международным делам А.Зафара, уже видны большие перемены и реальные сдвиги в демократизации политической системы Узбекистана. За короткий период времени реализован ряд крупных реформ в общественно-политической и социально-экономической сферах. Это особенно чувствуется в настроениях избирателей страны, которые поддерживают реформы в стране и выражают заинтересованность в активном участии в формировании политической повестки дня.
Директор информационно – аналитического департамента Исполнительного комитета СНГ А.Заварзин подчеркнул, что результаты проводимых масштабных реформ в Узбекистане за последние годы свидетельствуют о глубине понимания Президента Ш.Мирзиёева вопросов социально-экономического и политического развития страны. Народ и власть Узбекистана за очень короткий промежуток времени прошли прагматичный и подлинно демократический путь, результаты которого уже признаются международным сообществом. Эксперт отдельно отметил активизацию Узбекистана в деятельности СНГ. Он выразил уверенность, что председательствование Узбекистана в СНГ в 2020 г. придаст дополнительный импульс не только многостороннему сотрудничеству, но и двустороннему сотрудничеству в рамках Содружества.
Директор Центра глобальных и стратегических исследований Пакистана Х.Таймур особо отметил, что в Пакистане сегодня высоко оценивают экономический потенциал Узбекистана, в том числе преобразования, проведённые в течение последних трёх лет. Данные реформы во всём мире рассматриваются в качестве новой экономической модели Узбекистана, которая предусматривает возрождение не только одной страны, но и всего региона. Представитель Пакистана подчеркнул, что за довольно короткий срок Глава Узбекистана смог создать систему долгосрочного развития в Центральной Азии.
Согласно Х.Таймуру, Исламабад полностью поддерживает внешнеполитические инициативы Ташкента, в том числе в афганском направлении. Ташкентская конференция по Афганистану стала большим успехом Президента Узбекистана Ш.Мирзиёева в дипломатической сфере, которая придала мощный импульс запуску афганского мирного процесса. По его словам, особое внимание стоит уделить продвижению Ташкентом проектов, нацеленных на расширение региональной взаимосвязанности. В этом ключе, по словам эксперта, Пакистан заинтересован в реализации железнодорожного проекта «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар».
Как отметил директор Центра политических и информационных исследований «Хивар» (Египет) А.Тахир, проводимая Президентом Узбекистана Ш.Мирзиёевым либерализация экономики и демократизация политических процессов позволит стране в скором времени достичь желаемых результатов как в экономическом, так и в политическом плане. По его словам, в арабских странах растет интерес к Узбекистану. Он отдельно выделил туристический потенциал Узбекистана, который, по его мнению, может стать самым посещаемым местом в Центральной Азии для граждан Египта ввиду наличия огромного количества святынь для совершения паломнического туризма.
Декан факультета международных отношений Белорусского государственного университета В.Шадурский, комментируя региональное взаимодействие в ЦА, отметил, что стремление к расширению регионального сотрудничества можно определить в качестве критерия профессионализма руководства Узбекистана. По мнению эксперта, «взаимовыгодные отношения между соседними странами традиционно дают больший эффект с наименьшими затратами (территориальная близость, общность исторических судеб, более дешевая логистика и др.). Напротив, конфликты, столкновение географически близких государств могут нанести непоправимый ущерб всем региональным акторам. У любого народа существует мудрость, что родителей и соседей не выбирают. Это относится не только к людям, но и к государствам».
Эксперт подчеркнул, что «активизация двусторонних и многосторонних связей центрально-азиатской «пятерки», поиск наиболее взаимовыгодных форм сотрудничества является адекватным ответом государств и обществ на внешние и внутренние вызовы, с которыми сталкиваются страны региона».
В рамках «круглого стола» был презентован Обзор результатов реформ, проведенных за последние три года в области обеспечения фундаментальных прав и свобод человека, подготовленный Институтом стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан совместно с Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека.
Предыдущее
Внутренняя и внешняя политика Узбекистана в центре внимания международных наблюдателей
20 декабря в Академии государственного управления при Президенте Республики Узбекистан состоялся «круглый стол» на тему «Основные приоритеты внутренней и внешней политики Республики Узбекистан на современном этапе».
21.12.2019Следующее
О встрече с американскими наблюдателями
21 декабря т.г. в Институте стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан состоялась встреча с американской делегацией во главе с директором Центра каспийской политики Э.Нифти.
21.12.2019