В этом году Организация Объединённых Наций отмечает 80-летний юбилей. За прошедший период ООН стала важной платформой, где страны, несмотря на различия в политических системах и национальных интересах, могут искать компромиссы
и вырабатывать общее понимание путей развития человечества.
Сегодня, когда перед миром встают новые вызовы, ООН, выступающий в качестве универсального механизма глобального диалога, обретает особую актуальность. Ярким свидетельством этому стал девиз нынешней сессии Генеральной Ассамблеи: «Работать сообща: 80 лет во имя мира, развития и прав человека и путь вперёд».
На этом фоне живой интерес представляет растущая роль ряда стран в повышении эффективности ООН, которые выступают не просто наблюдателями, но и вносят вклад в формирование международной повестки.
Среди таких стран заметно выделяется Узбекистан, чья активность на площадке ООН в последние годы стала демонстрацией новой внешнеполитической философии – инициативной, прагматичной и ориентированной на общее благо.
С момента обретения своей независимости в 1991 году Узбекистан выстраивает устойчивое и многоплановое сотрудничество с Организацией Объединённых Наций. Сегодня в республике работают 25 представительств и агентств ООН, реализующих более 140 проектов на общую сумму свыше $175 миллионов.
Программы охватывают практически все ключевые направления развития: образование, здравоохранение, экология, борьба с бедностью, гендерное равенство и институциональные реформы. Тем не менее, на протяжении долгого времени роль республики оставалась преимущественно наблюдательной, и участие Узбекистана в работе ООН сводилось, главным образом, к поддержке действующих инициатив.
Поворотным этапом в развитии внешнеполитического курса Узбекистана стал 2016 год, ознаменовавший переход к активному участию в формировании международной повестки.
С этого момента республика начала последовательно продвигать как собственные национальные интересы, так и более широкий региональный подход, акцентируя внимание на общих вызовах, с которыми сталкиваются страны Центральной Азии.
При этом, принципиально новым стало видение Центральной Азии не как арены конкуренции или «буферной зоны», а как пространства возможностей, где стабильность и взаимное развитие реально осуществимы только на основе диалога, доверия и совместных действий.
Выступая в ходе 72-ой сессии Генассамблеи ООН в сентябре 2017 года Президент Шавкат Мирзиёев, заявил, что «главным приоритетом своей внешней политики Узбекистан сегодня определяет регион Центральной Азии, и это – осознанный выбор».
По его словам, «Узбекистан решительно настроен на диалог, конструктивное взаимодействие и укрепление добрососедства. Мы готовы к разумным компромиссам со странами Центральной Азии по всем без исключения вопросам».
Президент Шавкат Мирзиёев анонсировал проведение в ноябре 2017 г. в г.Самарканде Международной конференции высокого уровня под эгидой ООН «Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее, сотрудничество ради устойчивого развития и процветания», посвященной важнейшим вопросам обеспечения безопасности и устойчивого развития в регионе. Мероприятие было организовано при активном участии всех государств Центральной Азии, а также при содействии Регионального центра ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии и Регионального представительства Управления ООН по наркотикам и преступности.
Лидеры государств региона впервые за многие годы собрались для открытого обсуждения проблем и перспектив дальнейшего диалога. По сути, Самаркандская конференция запустила новый этап сотрудничества между странами ЦА, сформировала так называемый «Самаркандский дух», который заложил созидательную основу для дальнейших действий по выстраиванию принципиально нового формата регионального сотрудничества.
По итогам мероприятия было принято совместное Коммюнике конференции, в котором присутствовавшие единогласно выразили готовность к укреплению наметившихся процессов развития диалога и активизации сотрудничества между странами Центральной Азии.
На основе Коммюнике был разработан и представлен от имени стран Центральной Азии проект резолюции «Об укреплении регионального и международного сотрудничества в целях обеспечения мира, стабильности и устойчивого развития в Центральноазиатском регионе», который впоследствии был принят на пленарной сессии ГА ООН в июне 2018 года.
Документ стал знаковым, поскольку впервые регион был представлен на глобальной арене не как набор разрозненных государств с разными внешнеполитическими ориентирами, а как единое геополитическое пространство, объединённое историческим наследием, вызовами современности и стремлением к общему будущему. При этом стоит отметить, что инициатива получила единогласную поддержку со стороны мирового сообщества, став сигналом о готовности стран региона к совершенно новому формату взаимодействия.
Примечательно и то, что дипломатическая инициатива на уровне ООН переросла в устойчивый механизм межгосударственного взаимодействия, заложивший фундамент новой модели региональной интеграции.
Именно эта резолюция явилась концептуальной основой запуска регулярных Консультативных встреч глав государств Центральной Азии, которые с 2018 года стали платформой для согласования интересов и выработки скоординирированной региональной политики.
Эти шаги способствовали дальнейшему проактивному формированию центральноазиатской повестки Узбекистана в ООН. Из 13 резолюций Генеральной Ассамблеи, принятых по инициативе Ташкента после 2016 года, 6 посвящены вопросам развития регионального сотрудничества.
Логическим продолжением усилий Ташкента в рамках ООН стало продвижение концепции устойчивого туризма как важного элемента развития и инструмента культурной дипломатии стран Центральной Азии.
Наш регион обладает уникальным потенциалом в этой сфере. Здесь сосредоточено богатейшее историко-культурное наследие, множество объектов, включённых в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а также разнообразные природные ландшафты – пустыни, горные массивы, экологически значимые заповедники. Однако на протяжении десятилетий этот потенциал оставался недостаточно реализованным, во многом из-за слабой инфраструктуры, ограниченного международного присутствия и отсутствия координации на межгосударственном уровне.
Принятая в 2019 году по инициативе Узбекистана резолюция ООН «Устойчивый туризм и устойчивое развитие в Центральной Азии» предложила качественно новую модель взаимодействия. В её рамках особое внимание уделялось не росту потока туристов, а сохранению культурного и природного наследия, созданию трансграничных туристических маршрутов.
Следует отметить, что реализация этой стратегии осуществляется в тесном взаимодействии с международными организациями, включая ВТО, ЮНЕСКО, ПРООН, Всемирный банк и другие структуры.
Такой формат позволяет не только привлекать инвестиции и обмениваться лучшими практиками, но и интегрировать регион в глобальные туристические и инвестиционные потоки.
Особое внимание в международной повестке Узбекистана также уделяется экологической тематике. Масштабные последствия высыхания Арала, в частности, ухудшение здоровья населения, деградация окружающей среды, рост уровня бедности и миграции – давно вышли за рамки национального кризиса. В этом контексте действия Узбекистана по интернационализации данной проблемы стали логичным и своевременным шагом.
В 2021 году благодаря активной и системной дипломатической работе Узбекистана Генассамблея ООН приняла резолюцию «Об объявлении региона Приаралья зоной экологических инноваций и технологий».
Этот шаг не только вывел проблему на уровень международной повестки, но и признал её значимость в контексте глобальной экологической безопасности и климатической справедливости.
При этом, резолюция закрепила новый подход – рассматривать Приаралье не как территорию экологического бедствия, а как пространство для внедрения инновационных решений, технологического партнёрства и устойчивого развития.
Существенным практическим продолжением этой инициативы стало создание по предложению Узбекистана Многопартнёрского трастового фонда ООН для Приаралья, ставшего важнейшим механизмом координации усилий государств-доноров, международных организаций и частного сектора, заинтересованных в оздоровлении экосистем региона и повышении качества жизни его населения.
Проводимый Узбекистаном стратегический курс на развитие межрегиональной взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией также нашел поддержку со стороны международного сообщества. На 76-й сессии ГА ООН была единогласно одобрена подготовленная Узбекистаном резолюция «Об укреплении взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией», коспонсорами которой выступили 40 стран из различных регионов мира.
Уникальность документа заключается в том, что он охватывает практически все сферы сотрудничества между двумя макрорегионами – политическую, торгово-экономическую, транспортно-логистическую и культурно-гуманитарную.
В ней подчёркивается важность укрепления сотрудничества для развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, а также ключевое значение транспортных и транзитных коридоров для ускорения экономического роста, повышения эффективности торгово-экономических связей между странами Центральной и Южной Азии.
Иными словами, принятие резолюции создаёт прочный фундамент для более тесного взаимодействия двух регионов и наполнения межрегиональной повестки конкретными проектами, которые позволят максимально раскрыть огромный нереализованный потенциал сотрудничества.
На фоне роста транснациональных угроз, особенно в сфере безопасности, в 2024 году Узбекистан выступил инициатором важной резолюции ООН, направленной на борьбу с наркотрафиком в Центральной Азии. Этот шаг стал не просто ответом на конкретную проблему региона, но и важным элементом стратегии формирования устойчивого механизма региональной безопасности.
В условиях, когда наркотрафик является одной из основных угроз стабильности и развитию стран Центральной Азии, инициатива Узбекистана демонстрирует способность страны активно координировать усилия на глобальном уровне.
Документ был поддержан более чем 30 государствами. Такая международная солидарность в решении проблемы наркотрафика подчеркивает актуальность темы, способствуя не только совместным действиям государств Центральной Азии, но и поддержке со стороны более широкого международного сообщества.
Примечательно, что почти все инициативы Узбекистана активно способствуют реализации Целей устойчивого развития ООН, что отражает глубину и последовательность внешнеполитической стратегии Ташкента.
Своими действиями Узбекистан доказывает, что его внешняя политика не ограничивается краткосрочными интересами, а строится на долгосрочных целях, направленных на улучшение глобальной безопасности, стабильности и благосостояния.
Взаимосвязанность глобальных и региональных процессов демонстрирует, что для устойчивого развития необходима региональная стабильность, которая невозможна без активной интеграции в глобальные процессы.
Таким образом, инициативы Узбекистана в ООН задают тон мировой повестке, предлагая решения, которые всецело отвечают интересам международного сообщества. Единогласное принятие резолюций, поддержка десятков стран, участие крупнейших доноров и международных организаций – все эти факторы говорят о том, что Узбекистан воспринимается как конструктивный партнёр, которому доверяют.
При этом Центральная Азия занимает ключевое место в дипломатической повестке Узбекистана в рамках ООН. Усилия Ташкента последовательно направлены на превращение региона в зону устойчивого мира, взаимного доверия и широкого международного сотрудничества. Именно в этом заключается глубокий смысл и стратегическое значение внешнеполитического курса нашей страны, реализуемого на главной международной трибуне мира – в Организации Объединённых Наций.
Не вызывает никаких сомнений, что предстоящая 80-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН позволит вновь привлечь внимание мирового сообщества к происходящим позитивным преобразованиям в Центральной Азии, а также подчеркнуть растущую роль региона в системе международных отношений.
Азамат Сулиманов, руководитель отдела Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан
Шахло Хамраходжаева, ведущий научный сотрудник
Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан
Следующее
Цели устойчивого развития, принятые ООН в 2015 году в качестве универсального плана действий до 2030 года, представляют собой ключевой ориентир национальной политики для любого государства, стремящегося к гармоничному сочетанию экономического роста, социальной справедливости и ответственного отношения к природным ресурсам.
23.09.2025